«Мы имеем такого Первосвященника, который воссел на небесах по правую сторону престола Всевышнего, и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». (Евр.8:1,2).

Что Господь Иисус делает сейчас? Прежде всего, Он поддерживает жизнь во всей Вселенной и нашу с вами тоже. Вот что о Нём говорит Божье слово – Библия. Бог создал всё, что было создано, через Сына Своего.

«Через Него всё было сотворено, ничто не было сотворено без Него». (Евр.1:3).

«Через Него было создано всё – и небесное, и земное, и видимое, и невидимое: Престолы, Господства, Начала и Власти. Всё было создано через Него и для Него. Он был раньше всего, в Нём всё обрело единство и строй» (Кол.1:16,17)*. Именно через Него Вселенная есть одно гармоничное целое.

Важно помнить о том, что Иисус – вечно пребывающее Слово Бога – Сам является Богом, и пришёл в этот мир в человеческом теле (Ин.1:1-3,14; 3:13). Иисус должен был принять человеческую природу, чтобы умереть, чтобы победить те же искушения, с которыми встречаемся мы, чтобы стать посредником между Богом и людьми. Он соединился с нами, чтобы мы могли соединиться с Богом (Евр.2:14). Господь Иисус, называя Себя Сыном Божьим, имеет в виду, что Он есть единственный, единородный Сын, равный Отцу и вечный, как Отец. Называя Бога Своим Отцом, Иисус заявляет о Своём равенстве с Ним: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «… видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). «Сын есть сияние Божьей Славы и отпечаток самой Его сущности. Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах». (Евр.1:3)*.

«…Бог воскресил из мёртвых Христа и усадил Его по правую руку на небе – выше Начал и Властей, Сил и Господств; а имя Его сделал превыше имён всех не только в нынешнем веке, но и в будущем. И Он всё покорил Ему под ноги и поставил Его, Владыку всего, главой Церкви» (Ефес.1:20-22)*.

«Если же кто согрешит, у нас есть перед Отцом заступник – Иисус Христос, Он праведен. И Он сам – искупительная жертва за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1Ин.2:1,2)*.

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:15,16).

Какое служение проводит наш Первосвященник Господь Иисус, мы можем узнать, познакомившись со служением священников в земной скинии собрания, которое подробно описано Моисеем со слов Небесного Отца в книге Левит.

В путешествии народа из Египта в обетованную землю Господь постоянно был со Своим народом. Он шёл перед ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им. Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа (Исх.13:21,22).

И сказал Господь Моисею: «Пусть сыны Израилевы построят для Меня святилище, чтобы Я жил среди них. Вы должны сделать Моё жилище – скинию – и всё, что в ней, в точности так, как Я покажу тебе». (Исх. 25:8,9)*.

1. Служение в земном святилище

Земное святилище было миниатюрной копией небесного, а священническое служение символизировало служение Христа.

Скиния (шатёр) была устроена так, чтобы её можно было разбирать и переносить во время путешествий. Однако это было прекрасное сооружение. В первом отделении, или во Святом, находились стол для хлебов предложения, светильник и золотой жертвенник курения. На нём священник должен был утром и вечером воскурять фимиам; рога жертвенника мазали кровью жертвы за грех, а в великий день искупления он окроплялся кровью. Огонь на жертвеннике был зажжён Самим Богом и свято оберегался. Жертвенник курения стоял перед внутренней завесой, за которой находилось Святое святых – место прообразного служения примирения и ходатайства. В этом отделении помещался ковчег завета (договора с Богом) , со всех сторон обложенный золотом. Он служил местом хранения каменных скрижалей, на которых Сам Бог начертал Десять Заповедей.

Крышка священного ковчега завета называлась престолом благодати. Она была сделана из цельного слитка золота, и её осеняли два золотых херувима, находящихся на разных концах крышки. Над престолом благодати находилась Шекина, знак Божественного присутствия, и между двумя херувимами Бог открывал Свою волю. (Евр. 9:2-5).

Когда строительство святилища было закончено, и израильтяне столпились вокруг, чтобы увидеть священное сооружение, облачный столп опустился на святилище и окутал его. «И слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40:34). Там присутствовало Божественное величие, и некоторое время даже Моисей не мог войти туда.

Служение в святилище разделялось на ежедневное и годовое. Ежедневное служение совершалось на жертвеннике всесожжения во дворе скинии и в Святом, а годовое служение – в Святом святых.

Ежедневное служение состояло из утреннего и вечернего жертвоприношений, курения благовоний на золотом жертвеннике и специальных приношений за личные грехи. Так же приносились жертвы субботние, новомесячные и по случаю других праздников.

Каждое утро и каждый вечер на жертвеннике сжигался однолетний агнец с соответствующими хлебными приношениями, символизируя ежедневное посвящение народа Господу и их постоянную зависимость от искупительной крови Христа.

Самой важной частью ежедневного служения являлось служение, совершаемое за отдельных людей. Кающийся грешник приводил животное к двери скинии и, возлагая руку на голову жертвы, исповедовал свои грехи, тем самым символически слагая их с себя на невинную жертву. Затем он своей же рукой убивал животное, кровь вносилась священником в Святое, и он кропил ею перед завесой, за которой стоял ковчег, содержащий закон, нарушенный грешником. Эта церемония символизировала перенесение греха через кровь в святилище.

Вот такое служение производилось изо дня в день на протяжении всего года. Таким образом, грехи Израиля, перенесённые на святилище, оскверняли его, и требовалось особое служение для очищения святилища от грехов. Бог повелел, чтобы в каждом из священных отделений и над жертвенником совершалось очищение: «…и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых» (Лев. 16:19).

Раз в год в великий день примирения первосвященник входил во Святое святых для очищения святилища. Совершением этого ритуала заканчивалось годовое служение.

В день примирения к дверям скинии приводили двух козлов и бросали о них жребий: «Один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения». Козла, на которого падал первый жребий, закалывали как жертву за грех, принесённую за народ. И первосвященник должен был внести его кровь за внутреннюю завесу и окропить ею престол благодати. «И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их» (Лев. 16:16).

Ни один смертный, кроме первосвященника, не должен был видеть внутреннее отделение святилища. Только раз в году первосвященник мог войти туда с кровью жертвенного козла. С трепетом он являлся перед лицо Божье, в то время как народ в благоговейном молчании ожидал его возвращения, вознося сердечные молитвы о Божественном благословлении. Перед престолом благодати первосвященник совершал примирение за Израиля. И в облаке славы Бог встречался с ним. Если первосвященник задерживался там дольше обыкновенного, народ начинал бояться, как бы из-за их или его личных грехов слава Господня не убила его.

Первосвященник входил в Святое святых с кровью и кропил ею престол благодати над скрижалями закона. Так удовлетворялся иск закона, который требовал жизни грешника. Затем первосвященник, как посредник, брал на себя грехи и, оставляя святилище, выносил бремя вины всего Израиля.

«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую…» (Лев. 16:21,22). Только когда козёл был уведён, народ считал себя свободным от греховного бремени. Каждый человек должен был смирять свою душу, пока совершалось служение примирения. Всякие занятия откладывались, и весь Израильский народ проводил этот день в торжественном смирении перед Богом, в молитве, посте и глубоком исследовании сердца.

И поскольку козёл уносил с собой их грехи, считалось, что народ навсегда очищен от них. Таково было служение, которое являлось образом и тенью небесного служения (Евр. 8:5).

Каждое утро и каждый вечер в храме приносился в жертву ягнёнок за грехи народа (Исх.29:38-42). Этот жертвенный ягнёнок был символом Спасителя, Который возьмёт на Себя грех мира. Сын Божий – Агнец , закланный от создания мира (Откр.5:12; 13:8; 1Пет.1:19,20). Исайя пророчествовал, что Мессия, раб Божий, будет приведён на заклание, как ягнёнок (53:7). Чтобы искупить грех, нужно отдать чью-то жизнь – и Бог решил принести в жертву Самого Себя. Все грехи мира были искуплены, когда Иисус умер, как совершенная жертва. Такова цена прощения грехов: «Христос заклан за нас» (1Кор.5:7).

Господь Иисус умер во время принесения вечерней жертвы. В момент смерти Иисуса Христа произошло землетрясение. Нож, занесённый над ягнёнком выпал из рук священника, ягнёнок убежал, а тяжёлая завеса, толщиной в 7 см, закрывавшая Святое святых, в которое лишь раз в году мог зайти только первосвященник, открылось (Мф.27:51; Мк.15:38). Бог покинул земное святилище.

Со смертью Иисуса Христа прообразное служение окончилось. Та дверь, через которую люди прежде находили доступ к Богу, была затворена. Жертва, которую символизировал жертвенный ягнёнок, была принесена. Отпала необходимость в принесении жертвы и в служении священника. Закончилось и служение Каиафы, как первосвященника. На суде Иисуса, в притворном негодовании разодрав свои одежды, Каиафа потребовал, чтобы узника тотчас же, без промедления, осудили за богохульство.

Первосвященник не должен был раздирать святые одежды. Закон левитов запрещал это под угрозой смерти. Разодрав свои одежды, Каиафа лишил себя первосвященства.

Иудеи, отказавшись принять Иисуса Христа, как Спасителя мира, ещё сорок лет приносили уже ненужные жертвы. Но в 70 году храм и Иерусалим были полностью разрушены римлянами.

Господь Иисус в беседе со Своими учениками предсказал это. Когда ученики обратили внимание Иисуса на величественность храма, Он «сказал им: видите ли вы всё это? Истинно, истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:2).

2. Бог живёт со Своим народом

Богвсегда был со Своим народом. В столпе облачном и столпе огненном Бог сопровождал Свой народ во время исхода из Египта. В столпе облачном, стоявшем над скинией в стане, Бог присутствовал среди народа.

«И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы.

По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во всё то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли» (Чис.9:18). «Ибо облако Господне стояло над скиниею днём, и огонь был ночью в ней перед глазами всего дома Израилева, во всё путешествие их» (Исх.40:38).

По повелению Бога и при Его руководстве народ, принеся большие пожертвования, построил Богу святилище, чтобы Он жил среди них (Исх.25-27). «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтобы он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть; ибо над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев.16:2).

Когда евреи поселились в земле Ханаанской, скинию заменили храмом, построенным Соломоном. Это было прекрасное, огромное сооружение, сохранившее, однако, пропорции и облик прежней скинии. Когда закончено было строительство храма, и Соломон посвящал его Богу, «облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении…; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:10,11).

Господь являлся в облаке над крышкою ковчега (Лев.16:2), то-есть было Его как бы физическое присутствие в скинии, а позднее , в храме. Божий народ, живший вне Иерусалима, а также, живший в рассеянии и в плену, молился, обратив лицо к Иерусалиму и храму, там было присутствие Бога. Даниил, находясь в плену в Вавилоне, молился через открытое окно три раза в день (Дан.6:10). За это во время царя Дария, он был брошен во львиный ров, но Ангел защитил его (Дан.6:16,22).

Пророк Исайя видел Славу Господа Иисуса в храме и говорил о Нём за 700 лет до пришествия Сына Божьего на землю (Ис.6:1, Ин.12:41).

Во время Вавилонского пленения храм Соломона был разрушен (588г. до Р.Хр.), но был построен второй храм на том же месте. Царь Ирод придал храму особое великолепие. В этом храме служил Иисус. В 70 г. после Р.Хр. он был разрушен при взятии Иерусалима. Римские солдаты сожгли его дотла.

Библия сообщает, что это было единственное святилище, когда-либо существовавшее на земле. Это было святилище первого завета.

А где же теперь Бог живёт на земле, если земного святилища больше нет? Он же не может оставить Свой народ без Своего присутствия?

После принесения Сына Божьего в жертву за грех, Бог живёт не в храмах, а в сердце человека Духом Своим. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас» (1Кор.3:16). А как получить Духа Божьего? «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38; Гал.3:26-28).

А где святилище, в котором живёт Бог? Престол Божий находится во Святом святых небесного святилища, по образу которого было построено миниатюрное земное святилище (Исх.25:9). «Истинная скиния» на небе является святилищем Нового Завета.

Иисус открыл дорогу к престолу Отца, и путём посреднического служения все, через веру приходящие к Нему, могут возносить к Богу свои заветные желания.

3. Новый Завет

О том. Что Бог заключит со Своим народом новый завет, Он сказал ещё через Своих пророков: Иеремию и Иезекииля.

«Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом.

И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более» (Иер.31:31-34; Евр.8:8-12).

«И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы, будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27).

В чём отличие нового завета от первого завета, заключённого на Синае? Содержанием нового завета, как и содержанием синайского завета, был Декалог – десять заповедей о любви к Богу и ближнему. При послушании, то-есть, исполнении народом Божьего закона, народ становился Божьим народом, а Бог – его Богом.

1) В чём же новизна?

В ветхом завете Бог пребывал с народом, находясь в Святом святых святилища. И только первосвященник и только один раз в году мог предстоять перед Богом, предварительно принеся в жертву тельца во искупление своих грехов и козла, в жертву за грех народа. В новом завете Бог живёт в сердце каждого человека, который уверовал в Сына Божьего, как своего Спасителя. «Разве не знаете, что вы храм Бога живого и Дух Божий живёт в вас» (1Кор.3:16). Через Духа Божьего Бог записывает Свой закон в нашем сердце (Иер.31:33).

И во времена ветхого завета Дух Божий был на земле, но жил только в избранных людях – помазанниках: пророках, священниках и царях. Когда Моисею потребовались помощники, так как он не мог справиться с управлением многочисленного народа, Бог взял от Духа, который на Моисее, и возложил на старейшин, чтобы и они несли бремя народа (Чис.11:14-17). Когда Моисей просил достойную замену, Господь сказал Моисею: «возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою» (Чис.27:18).

Фарисеи поклонялись живому Богу, свято чтили моральный закон (Декалог) и исполняли его, свято чтили церемониальный закон (правила служения и жертвоприношения в храме), но жил ли в них Дух Святой?

Господь Иисус, разговаривая с Никодимом, членом синедриона (верховная церковная власть в Израиле) говорит ему: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божье. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:5,7). Даже в высшем духовенстве не было Святого Духа.

Разговаривая с самарянкой, на её вопрос о поклонении Богу «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:21,23,24). Это время настало, когда Господь Иисус искупил грехи человечества, умерев на кресте.

Ученики Иисуса, более трёх лет жившие с Ним рядом, видевшие Его чудеса и слышавшие Его наставления каждый день, не понимали Иисуса, Его миссию, Его переживания и смысл Его жизни. Даже обрадовавшись Его воскресению, они не знали, что им делать и как им жить. «Симон Пётр говорит ученикам: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою» (Ин.21:3). Это всё, что они умели и могли делать. После вознесения Господа Иисуса на небо, они терпеливо, трепетно, с молитвами ждали обещанного от Отца Духа Святого (Ин.14:26; Деян.1:4). И когда в Пятидесятницу они получили Его, они стали другими людьми (Деян.2:3,4).

«Только после того, как Иисус вознёсся к Своему Отцу и Святой Дух излился на верующих, ученики полностью оценили миссию Спасителя и сущность Его. После того, как они получили крещение Духом, они начали понимать, что находились в непосредственном присутствии Господа Славы. И когда слова Христа воскресали в их памяти, их разум был открыт, чтобы постигать смысл пророчеств и понимать чудеса, которые Он совершал. Те Его наставления, которые они сами когда-то понимали очень смутно, теперь представали перед ними, как новое откровение. Писание для них стало новой книгой.

Как они хотели бы увидеть Его снова и побыть рядом с Ним теперь, когда были просвещены Святым Духом! Как им хотелось теперь подойти к Нему и попросить Его объяснить непонятные слова Писания! Как внимательно они бы слушали Его слова!» (Л. 1).

В этот же праздничный День Пятидесятницы, все уверовавшие в Господа Иисуса по слову Петра, а их было более трёх тысяч, получили Духа Святого (Деян.2:41). На вопрос Петру, что им делать, Он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38).

Господь Иисус говорит: «просите и дано будет вам; ищите и найдёте; … если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук.11:9,13).

2) Чем ещё отличается новый завет от старого?

«И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все от малого до большого, будут знать Меня» (Евр.8:11).

Мы познаём Бога из Его Слова – Библии (книге книг). Все постановления Божьи, Его воля изложены в законе Моисея (Пятикнижие, Тора). Любовь Божья, Его участие в жизни народа, Его план спасения, Его наставления для счастливой жизни: всё можно найти у пророков. Посмотрите Библию (книги канонические): книги Ветхого завета составляют 75%, а Нового завета – только 25%. Почему же в Новом завете люди будут лучше знать Бога, чем в первом завете?

Потому что Бог – Сын Божий – воплотился в человека и пришёл на землю, чтобы общаться с людьми и показать им каков Бог.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через которого и веки сотворил.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр.1:1-3).

Иисус говорит: «Видевший Меня видел Отца, Я и Отец – одно» (Ин.14:9; Ин.10:30). Бог и Сын показали Свою непостижимую любовь к человеку смертью Сына Божьего на кресте. Размышления о смертном подвиге Сына Божьего приводят нас к покаянию, а Дух святой помогает нам понять глубину Божьей любви и непостижимой мудрости Божьего плана спасения.

3) В чём ещё отличие Нового завета?

«Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более» (Иер.31:34).Прощение было вполне доступно и под синайским заветом тоже. Снова и снова мы читаем в Пятикнижии: «И прощено будет им» (Лев.4:20). Нужно было возложить свой грех на голову жертвенного животного, самому убить его. А потом священник с кровью этого животного будет ходатайствовать перед престолом благодати о прощении.

А в новом завете мы с покаянием приходим к Господу Иисусу, и нет такого греха, который бы Он не искупил. И нам не нужно умолять о прощении, нам достаточно понять свою вину и с покаянием обратиться к Иисусу. И Он простит нас без упрёка, оденет нас в одежду Своей праведности и примирит нас с Богом. В одежде праведности Христа мы можем в любое время предстать перед Божьим престолом и просить Бога о своевременной помощи (Евр.4:16). Бог принимает нас так, будто мы никогда не грешили, слышит наши просьбы и заботится о нас, как о Своих детях. И если мы не умеем молиться, и не знаем, как нам просить, то Дух Святой, живущий в нашем сердце и знающий все наши желания и тревоги, молится за нас (Рим.8:26,27).

Вот таким, благодаря жертве Иисуса Христа, стало наше общение с Богом.

Новый завет основан на благодати – данном Христом прощении наших грехов и свободном доступе к Богу, открывшемся благодаря Его жертвенной смерти.

«Какое, ещё более великое, благо может возжелать человек, если он имеет общение с безграничным Богом? У немощного грешника есть благословенная возможность говорить со своим Создателем. Мы произносим слова, которые достигают престола Правителя Вселенной. Мы можем приближаться к Богу каждое мгновение. Когда мы обращаемся к Нему, Он отвечает: «Вот Я». Господь прославляется, когда мы верим в Него, принося Ему все наши затруднения». (Л.2).

Мы можем всегда быть с Богом.

Великий Бог – Творец и Спаситель, обещает, что будет жить вместе с нами на новой земле (Откр.21:22-24). «И будет, прежде, нежели они воззовут, Я отвечу, они ещё будут говорить, и я уже услышу» (Ис.65:24). Или в другом переводе: «Ещё раньше, чем они ко Мне воззовут, Я отвечу; ещё не умолкли они – Я уже внял им!»*

4. Служение Первосвященника Иисуса Христа

« Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь Святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:1,2).

После вознесения Спасителю предстояло начать Свою работу, как нашему Первосвященнику. Павел говорит: «Ибо Христос вошёл не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать за нас пред лицо Божье» (Евр.9:24). «И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрёл вечное искупление» Евр.9:12).

Как и Христос, после вознесения, предстал пред лицом Божьим, принося Свою Кровь за кающихся грешников, так и священник, во время ежедневного служения, кропил кровью жертвенного животного в Святом, ходатайствуя за грешника. (Лев. гл.4,5).

Хотя Кровь Христа и освобождает раскаявшегося грешника от осуждения закона, но она не уничтожает грех; он должен оставаться в небесных книгах в святилище до окончания очищения. Так и в прообразном служении кровь жертвы за грех снимала грех с кающегося, но грех этот оставался в святилище до Дня примирения.

Таким образом, как в прообразном служении в земном святилище, оно состояло из ежедневного и годового служения, так и служение Христа разделяется на два этапа: служение в первом отделении небесного святилища и служение во Святом святых, которое нуждается в очищении от накопившихся там грехов Божьего народа.

Служение священника в течение всего года в первом отделении святилища «за завесой», отделяющей подобно двери Святое место от внешнего двора, олицетворяет собой то служение, к которому притупил Христос после вознесения.

В течении восемнадцати столетий продолжалось священническое служение в первом отделении святилища. Кровь Христа ходатайствовала за кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако эти грехи по-прежнему оставались записанными в небесных книгах, Подобно тому, как в прообразном служении в конце года совершалась работа примирения, так и прежде завершения служения Христа по искуплению человечества нужно было очистить от грехов небесное святилище.

Как в древности грехи народа возлагались на жертву за грех и посредством её крови переносились образно в земное святилище, так и в Новом завете наши грехи верой возлагаются на Христа и фактически переносятся в небесное святилище. И как в символический Судный день очищение земного святилища совершалось путём удаления накопившихся там грехов, так и очищение небесного святилища должно произойти удалением или уничтожением грехов, внесённых туда.

Заслугами искупительной Крови Христа грехи всех истинно раскаявшихся грешников будут изглажены из небесных книг. Но прежде чем эти записи будут окончательно изглажены, они будут исследованы, чтобы определить, кто через покаяние и веру во Христа сможет войти в Его вечное Царство. Следовательно, очищение подразумевает следствие или суд, что полностью отражает сущность Дня очищения, как дня суда. Поэтому очищение святилища включает и работу следственного суда.

Согласно пророчеству Даниила наш Первосвященник вошёл во Святое святых небесного святилища, чтобы исполнить последнюю часть Своего торжественного служения – очистить святилище, в октябре 1844 года (Дан.8:14; 9:24-27).

5. Следственный суд

Этот суд имеет отношение к последователям Бога, открыто заявившим о своём исповедании. В прообразном служении только те, кто ранее пришёл к Богу с исповедью и раскаянием, и чьи грехи через кровь жертвы за грех были образно перенесены в святилище, принимали участие в великом Дне очищения. Так и во время следственного суда будут рассмотрены только дела тех, кто принадлежит к народу Божьему. (Суд над безбожниками – это отдельное событие, которое состоится позднее).

«Ибо время начаться суду с дома Божьего; если же с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию» (1Петр.4:17).

Как происходит следственный суд мы можем в какой-то степени понять из того, что Слово Божье говорит о Божьем суде, который состоится в конце земной истории над всеми людьми, когда-либо жившими на земле.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая.

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:11-15).

Значит, есть памятные книги о нашей жизни, и есть «книга жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13:8; Дан.12:1). В этой книге записаны те, кто оправдан и будет жить вечно (Откр.21:27).

Итак; «судьи сели и раскрылись книги» (Дан.7:9,10).

Ангелы Божьи находятся всегда рядом с нами (Евр.1:14; Пс.90:11).

У каждого есть свой Ангел, который пишет памятную книгу жизни человека. Ангел записывает все наши поступки, хорошие и плохие и наши слова. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12:36,37).

«Памятная книга» пишется перед Богом и в неё заносятся дела всех «боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал.3:16). Их дела веры, дела любви записаны на Небе. Псалмопевец говорит: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слёзы мои в сосуд у Тебя – не в книге ли они Твоей?» (Пс.55:9).

Там также отмечены и грехи людей: «Ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно или худо» (Еккл.12:14). В этом вернейшем отчёте записаны тайные намерения и побуждения, ибо Бог «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5).

Закон Божий является тем мерилом, которым будут проверены люди на суде. Апостол Иаков предостерегал братьев: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак.2:12).

Когда на следственном суде открываются книги, тогда жизнь всех, верующих в Иисуса также открывается перед Богом. Начав с первых людей, живших на земле, наш Ходатай будет последовательно переходить от поколения к поколению и окончит живущими на земле. Каждый будет назван по имени, и вся его жизнь будет изучена с величайшим вниманием.

Рассматривая памятную книгу человека, Господь Иисус ходатайствует перед Отцом, чтобы вычеркнуть из неё все, раскаянные и прощенные Им, грехи. Если не осталось не прощённых грехов, Господь Иисус оставляет имя человека в Своей книге жизни. В этой книге будут записаны граждане Его Небесного Царства, Его Церковь без пятна и порока, Его Тело, Его невеста. Записанные в книге жизни люди не будут присутствовать на Божьем суде в конце истории земли. Они воскреснут в первое воскресение – воскресение жизни (Ин.5:29) во время Второго пришествия Иисуса Христа, когда Он придёт забрать Свой спасённый народ на небо, и будут царствовать с Ним тысячу лет.

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6).

Если в книгах обнаружатся грехи, в которых человек не раскаялся и не получил прощения, то имя такого человека будет вычеркнуто из книги жизни, и список его добрых дел уничтожен из памятной книги Божьей. «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх.32:33). И пророк Иезекииль говорит: «И праведник, если отступит от правды своей, и будет поступать неправедно… все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся» (Иез.18:24).

А через тысячу лет будет второе воскресенье – воскресенье осуждения (Ин.5:29), когда все люди, когда-либо жившие на земле, предстанут на Божий суд. «Все мы предстанем на суд Христов» и «каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим.14:10,12; 2Кор.5:10).

Среди них будут и верующие в Бога, но не захотевшие расстаться со своим любимым грехом, и не раскаявшиеся и не получившие прощения. Этот грех или грехи, после следственного суда остались записанными в памятной книге их жизни.

Ходатайство Христа за человека в небесном святилище – такая же неотъемлемая часть плана спасения, как и Его смерть на кресте. Своей смертью Он и начал эту работу, для завершения которой после воскресения Он вознёсся на небо.

В настоящее время в небесном святилище происходит суд. Он длится уже много лет. Скоро – никто не знает когда – начнут рассматриваться дела живых. И тогда, во внушающем трепет присутствии Бога, предстанут наши жизни. Каждая душа должна понять слова Спасителя: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13:33). «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя нежданно, как вор, и ты не узнаешь, когда Я приду к тебе» (Откр.3:3).

Когда окончится судебное следствие, будет решена участь каждого – жизнь его ожидает или смерть. Время испытания окончится незадолго до Второго пришествия Христа на облаках небесных. Христос, взирая на то время, говорит: «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. Вот, гряду скоро и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по его делам» (Откр.22:11,12).

Для верующих в Господа Иисуса, как в своего Спасителя, и оправданных на следственном суде, Второе пришествие Христа будет великой радостью. Мёртвые воскреснут нетленными, а живые в миг изменятся (1Кор.15:51,52), и все поднимутся на облаках на встречу с Господом в воздухе и уйдут в небо, туда, где Бог приготовил им место. Это небесный город, новый Иерусалим, который через тысячу лет опустится на новую землю (Откр.21:1-3). И уже всегда будут с Господом (1Фес.4:16.17).

«И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин.10:28).

6.Пророчество о времени начала следственного суда

Даниил находился в вавилонском плену, Иерусалим стоял в развалинах.

Даниил видел видение, которое его очень смутило, и он не мог его понять (гл.8). На вопрос: « насколько времени простирается это видение…» он услышал: «надве тысячи вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (8:14). Господь послал ему Ангела, который объяснил ему видение и сказал: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (8:17).

Время вавилонского плена, длившегося по пророчеству Иеремии 70 лет (Иер.29:10) приближалось к концу, и Даниил в посте и молитве исповедовал Господу грехи народа и просил прощения (гл.9). Господь послал ему того же Ангела, который уже объяснял Даниилу видение и теперь открыл ему будущее народа.

«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего… Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин, предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт,.. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение,…» (9:24-27).

Согласно истории, царём, издавшим окончательное повеление о том, что евреи должны возвратиться в свою землю, был Артаксеркс, а год – 457 до нашей эры. Итак, отправной точкой для всего пророчества служит 457 г. до Р.Х.

Шестьдесят девять недель от повеления о восстановлении стен до Мессии составляют 483 года. ( В Иез.4:6 и Чис.14:34 Библия сообщает нам, что в символическом пророчестве один день следует истолковывать как год). Поскольку повеление Артаксеркса вышло осенью 457 г. до н.э., 483 года приводят нас к осени 27 г. н. э.

При переходе летоисчисления от «до н.э.» к «н. э.» нулевой год отсутствует, его нужно прибавить.

Осенью 27 г. н. э. Иоанн Креститель крестил людей в реке Иордан. Именно там был крещён Христос (Лук.3:21). Иисус получил помазание Святым Духом в реке Иордан сразу же вслед за Своим крещением (Деян.10:38). Именно тогда началось официальное служение Христа, продлившееся три с половиной года до Его распятия.

Текст (Дан.9:27) концентрируется на точной дате распятия: «И утвердит завет для многих одна (последняя, семидесятая) седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношения».

Три с половиной года от осени 27 г. н. э. приводят нас к весне 31 г. н. э. Именно в это время в праздник Пасхи был распят Христос.

В 34г. н. э., спустя три с половиной года, евреи полностью и окончательно подтвердили, что они более не являются народом Божьим, побив камнями Стефана, и тогда Евангелие стало проповедоваться язычникам. Деяние, 7 глава повествует о том, как первосвященник, действуя от имени народа, приговорил Стефана к смерти за то, что он провозглашал Христа как истинного Мессию.

С абсолютной точностью пророк Даниил достоверно сообщает время крещения Христа, распятие и отрицание Его евреями. Итак, 490 лет, завершившиеся в 34г. от Р.Х. относятся к еврейскому народу. Остаются ещё 1810 лет пророчества. Прибавив1810 лет , увидим, что мы живём в судный час. «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр.14:7).

«Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колена Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги» (Дан.7:9,10).

Отсюда ясно, что суд происходит на небесах. Далее пророк концентрирует внимание на времени суда: « На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан.8:14).

Святилище, существующее в конце времени, это небесное святилище. Не существует ни одного еврейского святилища.

Всё, указанное в пророчестве Даниила, исполнилось в строго определённое время. Поэтому нет оснований сомневаться в том, что именно в октябре 1844 года Господь Иисус, наш Великий Первосвященник, вошёл в Святое святых небесного святилища, чтобы начать его очищение. И мы живём в День суда.

Слава Богу, Иисус Христос – наш Защитник, постоит за нас на суде.

Иисус направил нам эту весть о начале следственного суда из любви к нам. Он желает, чтобы мы были готовы к Его пришествию.

В рассказе использованы отрывки из книг:

  1. Е. Уайт. Желание веков. Изд-во «Источник жизни», стр. ориг.507.
  2. Л.2 – Е. Уайт. От всего сердца. Заокский: «Источник жизни», 2012, 29.01.13.

Примечание: стихи, отмеченные звёздочкой ( )*, цитируются по Библии в современном русском переводе. Москва. Российское библейское общество. 2011.