«Я иду приготовить место вам, и когда пойду и
приготовлю вам место, приду опять и возьму вас
к Себе, чтоб и вы были, где Я
» (Ин.14:2,3).

План спасения человека от греха был предусмотрен Богом ещё прежде создания мира (Ефес.1:4-7).

Все обетования Божьи, поклонение Богу, служение в храме основаны на ожидании Спасителя – Первого пришествия Христа, предсказанного Богом сразу после грехопадения Адама и Евы (Быт.3:15), и через пророков. «Всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом» совершилось в Иисусе Христе» (Лук.18:31).

Точно также во всём Писании предсказывается и Его Второе пришествие, которое тесно связано с Первым. «Как каждому человеку определено однажды умереть, и потом предстать перед судом, так и Христос один раз был принесён в жертву, чтобы искупить грехи многих людей. И Он придёт во второй раз, но уже не для того, чтобы взять на Себя грех, а чтобы спасти тех, кто ожидает Его» (Евр.9:27,28, МБО). Первое пришествие служит гарантией Второго.

Давайте познакомимся с некоторыми предсказаниями о Втором пришествии Христа.

1. Что мы знаем из Слова Божьего (Библии)
о Втором пришествии Господа Иисуса

Господь рассказывает о Своём пришествии Сам.

1. Он говорит Своим ученикам, что Он приготовит им место и придёт снова и заберёт их к Себе, чтобы они были там, где Он (Ин.14:1-3).

2. На вопрос учеников: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мат.24:3), Господь Иисус рассказал им признаки Своего пришествия и события, которые произойдут перед пришествием и во время его (см. Мат.24). Вот некоторые из них:

«Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
И пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их»
(24:27,29-31).

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (24:36).

«Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег,
И не думали, пока не пришёл потоп и истребил всех, – так будет и в пришествие Сына Человеческого»
(24:37-39).

3. На пасхальной Вечере перед Своей казнью «Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Моё.
И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все;
Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего»
(Мат.26:26-29).

Об этом мы читаем и у Апостола Павла. 1Кор.11:23-26.

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «примите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Так же и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт».

Господь Иисус говорит, как мы должны вспоминать Его до того времени, как Он придёт снова на землю; и говорит, что будет пить новое вино (виноградный сок) со Своими учениками в Царстве Отца Своего.

Он придёт и заберёт на небо всех верующих в Него, как своего Спасителя.

4. В ночь Своего ареста Он молился о Своих учениках и о всех верующих в Него по слову их. ( Ин.17:15-24).

«Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (17:24).

5. Воскресший Иисус, перед Своим вознесением на небо, говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мат.28:18-20).

Чему должны были ученики научить все народы? О чём рассказать? О спасении, о прощении грехов, чтобы как можно больше людей получили дар Божий – вечную жизнь (Рим.6:23), и о Втором пришествии Господа Иисуса.

6. Когда ученики пристально смотрели в небо, пока Иисус поднимался, «вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10,11).

7. Ученики Христа радовались обещанию о Его возвращении. Несмотря на трудности, постигшие их, вера в это обещание всегда была источником их силы и мужества.

В Первом соборном послании Иоанн наставляет верующих во Христа: «Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1Ин.2:28).

Апостол Пётр на вопрос о задержке исполнения обетования о пришествии Господа Иисуса отвечает: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9).

Апостол Павел в послании к верующим в Фессалонике говорит о встрече с Господом и воскресении мертвых в день Его пришествия:

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:16,17).

8. Последняя книга Библии «Откровение святого Иоанна богослова» посвящена Господу Иисусу и Его Второму пришествию.

В первой главе мы читаем:

«Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (1:4).

«Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (1:7).

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель» (1:8).

И в последней главе мы читаем:

«Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (22:12). И заканчивается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (22:20).

А в промежутке описано всё, что произойдёт в последнее время перед пришествием Господа Иисуса, во время Его пришествия и после Его Второго пришествия.

Итак, у нас достаточно неоспоримых свидетельств о Втором пришествии Господа Иисуса Христа.

2. Каким будет пришествие Господа Иисуса

Мы стоим на пороге Второго пришествия Христа. Сам Господь рассказал Своим ученикам, как это будет (Мат.24).

Прежде всего, Он предупредил о том, что перед Его пришествием «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Иисус сказал: «Если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», – не верьте. Если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выхолите; «вот, Он в потаённых комнатах», – не верьте. Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мат.24:23-27).

Подробное описание в Библии, каким образом вернётся Христос, позволяет нам отличить истинное пришествие от ложного.

Возвращение Христа будет буквальное и личностное. Когда ученики наблюдали, как Иисус возносился на облаке, два Ангела сказали им: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). То-есть на землю вернётся тот же самый Господь, Который только что оставил их: личность, состоящая из плоти и крови.

Возвращение будет видимым и слышимым. Иоанн написал: «Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око» (Откр.1:7). А Христос сказал о тех, кто не ожидает Его пришествия: «и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мат.24:30).

Пришествие будет громогласным: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдёт с неба» (1Фес.4:16). «И пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных Его» (Мат.24:31).

Пришествие будет величественным. При Втором пришествии Христа люди увидят Его как Царя Небесного. Христос явится во всей Своей славе и «во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мат.16:27). Апостол Иоанн описывает славу Христова возвращения самыми торжественными словами. В его описании Христос восседает на белом коне и ведёт за Собою бесчисленное воинство небесное. «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:11-16). Это имя указывает на верховную власть Бога.

Пришествие будет неожиданным. Господь Иисус предупреждает Своих учеников: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу (в котором часу) придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий» (Мат.24:42-44).

А для тех, кто не ожидает возвращения Христа, Его пришествие будет внезапным. «День Господень так придёт, как тать (вор) ночью, ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую в чреве, и не избегнут» (1Фес.5:2,3).

Христос подчёркивает ту же мысль, когда сравнивает Своё пришествие с неожиданным уничтожением мира водами потопа. «Ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мат.24:38,39). Хотя в течение многих лет Ной проповедовал о потопе, большинство людей были застигнуты врасплох.

Катастрофическое событие. Сравнение с потопом говорит о том, что установление Христом Его Царства славы будет сопровождаться разрушительными событиями. Оно будет установлено при Втором пришествии, когда Христос отделит праведных от нечестивых. Второе пришествие будет событием, которое потрясёт всю землю.

Господь Иисус рассказывает ученикам об этом событии:

«Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите , благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мат.25:31-34,41).

Второе пришествие Господа Иисуса – это конец земного века, но это и День спасения.

3. Когда произойдёт Второе пришествие Христа

Господь Иисус сказал Своим ученикам: «Никто не знает ни дня, ни часа, когда это случится, ни ангелы на небе, ни Сын – знает один лишь Отец» (Мат.24:36).*

Нам не известно время, когда придёт Христос во второй раз. Но Библия открывает нам события, которые произойдут перед Вторым пришествием Господа Иисуса на землю.

Главное условие пришествия Христа. На вопрос учеников: «Скажи нам, когда это будет? И каким будет знак, по которому мы узнаем о Твоём возвращении и о конце этого мира?» (Мат.24:4).* Господь Иисус назвал главный признак Своего пришествия: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мат.24:14). В современном переводе это звучит так: «Радостная весть о Царстве будет проповедана по всему миру, как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец».*

Сегодня у христианства существенно возросли возможности для распространения Евангелия. Мощные радиостанции вещают Евангелие практически всем странам земного мира, что позволяет осуществить главную задачу христианства – донести Евангелие до каждого. Конец наступит не когда обратится весь мир, а когда «проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной» во свидетельство всем народам!

Библия открывает нам, что, кроме проповеди Евангелия, должно произойти до пришествия Иисуса.

Следственный суд. Христос «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Мы уже знаем, что сейчас мы живём во время следственного суда над Божьим народом (см. рассказ «Что Господь Иисус делает сейчас»). По окончании следственного суда, когда будут изучены жизни каждого верующего, начиная с первых поколений человечества и кончая живущими на земле, Господь придёт на землю.

Следственный суд определит участь каждого человека: «Не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего» (Ин.3:18); а жизни верующих, всех, кто когда-либо обратился к Богу, тщательно рассмотрены. И если человек покаялся в своих грехах и значит, получил прощение, его имя остаётся записанным в Книгу жизни.

Тот же, кто причисляет себя к последователям Божьим, но живёт в непослушании и не облечён праведностью Христа, будет изглажен из Книги жизни (см. Исх.32:33).

Этот суд, утверждающий решение относительно спасения или гибели каждого, должен состояться перед Вторым пришествием, потому что при Втором пришествии Христос вернётся уже с другой целью – «воздать каждому по делам его» (Откр.22:12).

Исполнятся знамения пришествия Христа. Христос предсказал свидетельства в природе, которые произойдут перед Его пришествием. «Будут большие землетрясения по местам, и глады и моры и ужасные явления и великие знамения с неба. И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение, и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк.21:11,25,26).

Господь Иисус сообщил подробности: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мк.13:24-26).

Во исполнение этого пророчества 1 ноября 1755 года произошло Лиссабонское землетрясение, «самое большое землетрясение из всех известных ранее. Последствия этого землетрясения наблюдались в Европе, Африке и Америке, на площади около 10 млн. квадратных километров. Эпицентром землетрясения был город Лиссабон (столица Португалии), где за несколько минут общественные и жилые здания сравнялись с землёй. Во время этого землетрясения погибли десятки тысяч людей» (Лит.2,с.435).

Спустя двадцать пять лет произошло следующее знамение, упомянутое в пророчестве, – затмение солнца и луны. 19 мая 1780 года необычная тьма покрыла северо-восточную часть континента Северной Америки. Тьма наступила в промежутке между 10 и 11 часами утра, когда с юго-запада надвинулись тучи, и продолжалась до середины следующей ночи. В 9 часов тем же вечером взошла луна, но тьма скрывала её вплоть до полуночи. Когда же луна стала видимой, она имела цвет крови.

Иоанн пророчествовал о необычных событиях этого дня. После землетрясения, писал он, «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звёзды небесные пали на землю» (Откр.6:12,13).

Христос и Иоанн – оба говорили также о падении звёзд, которое укажет на скорое пришествие Христа (Откр.6:13; Мф.24:29). Это пророчество исполнилось 13 ноября 1833 года, когда начался сильный метеоритный дождь. Свидетель этого события мог увидеть в среднем 60 тысяч падающих метеоритов в час. Этот метеоритный дождь наблюдался от Канады до Мексики, от средней Атлантики до Тихого океана.

Христос оставил эти знамения, чтобы предупредить христиан о близости Своего пришествия, дабы они исполнились радости в ожидании и полностью приготовились к нему. «Когда же начнёт это сбываться, – сказал Он, – тогда восклонитесь (распрямите спины) и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». И добавил: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете, что уже близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божье» (Лк.21:28-31).

Выйди из Вавилона, иначе погибнешь. Перед пришествием Христа прозвучит призыв к Божьему народу, чтобы он вышел из «Вавилона».

Христианских церквей много, понимание истины и поклонение Богу различны. Некоторые церкви считают, что есть бессмертная душа, которая сразу после смерти человека попадает в рай или ад. Они не верят в воскресение мёртвых и Второе пришествие Христа. Многие церкви не соблюдают неизменный Божий закон – Десятисловие , считая, что Господь Иисус пригвоздил его ко кресту. Христос действительно пригвоздил ко кресту закон, только не моральный, а церемониальный. Всё служение в храме до пришествия Иисуса Христа было посвящено ожиданию Спасителя, Которого символизировал жертвенный ягнёнок. Но когда Христос – «Агнец, закланный от века» (Откр.13:8), был распят на кресте, жертвоприношение прекратилось, отпала нужда в служении, которое проводилось в храме до пришествия Спасителя, а значит и в законе, который описывал правила этого служения.

Нравственный же закон не изменился, как не изменился и Бог. Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» ( Мф.5:17,18).

Как видим, в служении христианских церквей произошло смешение истины с ложью. Образом смешения в Библии является Вавилон.

Когда в древности люди, размножившиеся после потопа, решили прежде, чем рассеяться по земле, сделать себе имя и начали строить город и башню, высотою до небес, Бог смешал их язык, чтобы они не понимали речи друг друга. «Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9). С этого времени Вавилон стал символом всякого смешения.

Во всех христианских церквях есть верующие, которые искренне любят Бога и поклоняются Ему. Господь желает их спасти для вечной жизни и поэтому перед Его пришествием прозвучит призыв: «пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу… выйди от неё народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её» (Откр.18:2,4). Ложные учения – вот причина, из-за которой Бог посылает наказание на этот город и призывает Свой народ выйти из него. Вавилон – это церковь, в которой смешались истина с ложью. Христос говорит об истинных поклонниках Богу в этих, отступивших от Бога Церквях: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16).

Человек греха. Прежде, чем придёт Христос, произойдёт отступление от Бога: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так, что в храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3,4).

Отступление – это церковь, в которой Божья истина смешана с ложью сатаны. Это духовный Вавилон. Человек греха – это Антихрист, который появится, и будет выдавать себя за Христа, творя чудеса и знамения силою сатаны, чтобы губить людей, уводить их от Бога и обращать к себе.

Господь Иисус предупреждает: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:4,24).

В период земной истории от вознесения Христа до Его Второго пришествия произойдут ещё суды Божьи – это семь печатей, семь труб и семь чаш или семь последних язв.

Семь печатей. «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями». «И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть е неё» (Откр.5:1,3).

Во времена Иоанна книги писали на свитках – кусках папируса или пергамента, достигавших в длину до 30 м. Свиток скатывали и запечатывали глиной или воском. Печати налагались по всей его длине, так что при снятии каждой из них открывалась очередная часть содержания свитка. Свиток, который видит Иоанн, содержит полное описание всего Божьего замысла относительно мира, и открыть этот свиток может только Христос (Откр.5:5). Только Агнец – Иисус Христос, достоин распечатать свиток – события мировой истории. Всё подвластно Христу, и лишь Он властен, привести в действие события последних дней мира.

Первые пять судов были частичными, происходящими в отдельных местах земли. При снятии шестой печати действие суда становится всемирным.

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров сдвинулись с мест своих.

И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. И говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:12-17).

Мы знаем.что часть этих судов уже произошла: землетрясение, затмение солнца, красная как кровь луна , падение небесных звёзд на землю. Значит, мы живём во время шестой печати.

Во время шестой печати произойдёт запечатление Божьего народа. Четыре ангела удерживают четыре ветра Божьего суда, пока верные не получат знак принадлежности Ему (Откр.7:1-3). Тогда Бог снимет последнюю печать. При снятии седьмой печати (Откр.8:1,2) открываются суды семи труб.

Семь труб. Суды труб, как и суды печатей, вершатся лишь над частью земли (Откр.8:7-13; 9:1-21). То, что суды печатей и труб приносят вред только какой-то части земли и людей, означает, что Бог ещё сдерживает Свой суд. У людей ещё есть время оставить свои грехи и обратиться к Богу. Это показывает не только гнев, который вызывают у Бога грехи, но и Его милосердную любовь, благодаря которой Он ещё даёт людям возможность обратиться к Нему до последнего суда. Окончательный всеобщий суд ещё не настал.

«И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).

Звучит седьмая труба, возвещая о приходе Царя. Надвигается окончательный суд во всей своей мощи. Перед самым пришествием Христа Бог изольёт семь последних язв, которые ещё называются – семь чашей гнева Божьего. Господь Иисус придёт во время седьмой язвы.

«И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное – семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божья» (Откр.15:1).

Суды чаш – это заключительные и всеобщие Божьи суды над землёй. Это суды вселенские, они положат конец нынешнему миру.

Семь последних язв. До пришествия Христа должны произойти ещё некоторые события. Последовательность событий обозначена в Откр.14:9,10.

«И третий Ангел последовал за ними , говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою,

Тот будет пить вино ярости Божьей, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем».

Прежде, чем придёт Иисус, людей во всём мире будут принуждать к тому, чтобы получить начертание зверя. Их будут принуждать поклоняться зверю. Согласно Откр. 13:16,17:

«И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание». На них будет распространён экономический бойкот. Им будут угрожать смертью (Откр.13:15).

Зверь – это Римско-католическая церковь, установившая поклонение Богу в воскресенье (печать или начертание зверя), и уничтожившая великое множество последователей Христа с 538 по 1798 год.

Прежде, чем придёт Иисус, весь мир должен будет пройти испытание на поклонение Создателю в истинную субботу.

После распространения начертания зверя будут две категории людей – те, кто получает начертание зверя, и те, которые получают печать от Бога; те, кто неверны, и те, кто верны. Каждому человеку придётся занять твёрдую позицию.

После этого будет излит гнев Божий – семь последних язв. Их результатом станет уничтожение зла и конец нашего мира.

«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божьего на землю» (Откр.16:1).

Невозможно человеку во всей полноте описать Божью любовь, доброту, долготерпение, прощение и милосердие. Но как часто люди злоупотребляют милостью Божьей. Действительно, и Божьему терпению есть предел. Понимать это совершенно необходимо. Ещё в глубокой древности Господь не мог не противиться беззакониям в Египте и покарал народ разрушительными язвами.

Бог готов вмешаться и сегодня в судьбы человечества и положить конец мировому злу. Согласно книге Откровение, семь страшных язв поразят землю и её жителей (см. гл.16). Через них Бог как бы говорит: «Остановитесь! Посмотрите! Послушайте! Впереди вас ожидает семь страшных бедствий или язв». Господь протянет руку помощи тем, кто прислушается к Его предостережениям.

1. « Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (16:2).

Принятие начертания зверя должно было обеспечить физическую и экономическую безопасность. В первой язве Бог показывает, что не может быть физической безопасности вне Его. Бог демонстрирует, что все человеческие обещания несостоятельны.

2. «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевлённое умерло в море» (16:3).

Океаны станут клоакой смерти, а это – артерии транспорта нефти и газа и многого другого. Торговля и промышленность будут полностью подорваны. Вторая язва ясно демонстрирует, что нет экономической безопасности вне Христа. Павел сказал: «Им мы живём и движемся и существуем» (Деян.17:28). А как будет кормиться в это время народ Божий? Тому, кто ходит в правде, дано обетование: «Хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис.33:16). Смотри также Псалом 90, специально написанный для времени испытания и язв.

3. «Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.

И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил;

За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (16:4-7).

4. «Четвёртый Ангел вылил свою чашу на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной; и хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (16:8,9).

Пророк так описывает состояние людей в то ужасное время: «Сетует земля, ибо истреблён хлеб…Все деревья в поле посохли…уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити…потому что иссохли потоки вод и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоил. 1:10-12,17-20).

Богослужение силой было перенесено на день солнца (воскресение). И Бог показывает, что отход от Его истины, отход от Его истинного дня богослужения к дню, установленному человеком, несёт с собой катастрофу.

5. «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (16:10,11).

«Библия говорит о том, что тьма была излита на престол зверя. Люди обращались к зверю – папской власти – за светом. Но теперь в том самом месте, куда они обращались за светом, они видят лишь тьму. Как никогда чётко они поняли, что смотрели в неверном направлении. Они предпочли принять традиции людей, а не слово Божье» (Лит.1,с.326).

6. «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам. Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (16:12-16).

К шестой язве уже не остаётся сомнения, что Господь Иисус придёт. Для какого царя от восхода солнечного готовится путь?

Господь Иисус сказал: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мат.24:27,30).

«Царь от восхода солнечного» – это Господь Иисус.

«Се, иду как тать» (16:15), то-есть внезапно, неожиданно.

И вышли «бесовские духи…к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань». Все враги Бога объединились, чтобы уничтожить Его народ – людей, не принявших печати зверя. Они остались верны Богу и в страхе и радости ждут Его возвращения.

Эту предстоящую битву между силами зла и силами праведности называют «Армагеддон». Она связана с попыткой сатаны искоренить народ Божий, полностью уничтожить его.

Слово «Армагеддон» образовано из двух еврейских слов – «Хар» и «Мегиддо». «Хар» по-еврейски означает гора. Еврейское слово «Мегиддо» означает «бойня, избиение».

Однажды битва под таким названием уже состоялась. Ханаанские цари объединились в битве против Израиля, но Бог привёл дополнительные резервы: «С неба сражались, звёзды с путей своих сражались с Сисарою» (Суд.5:20). «И у вод Мегиддонских враги народа Божьего были полностью уничтожены. Таким образом, Армагеддон или «Хар Мегиддо», означает «гора избиения» (Лит.1, с.333).

Все государства мира будут вовлечены в эту последнюю, великую битву при возвращении Христа. В этом заключительном конфликте весь грешный мир будет находиться на одной из двух сторон – на стороне Бога или на стороне дьявола. Библия называет это бранью в великий день Бога Вседержителя (Откр.16:14).

В самый мрачный час на нашей планете Бог проявит Свою силу и избавит Свой народ. Христос придёт во второй раз во время излития седьмой язвы.

7. «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух; и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!

И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (16:17,18,20,21).

«В последний момент времени, когда кажется, будто народ Божий будет полностью уничтожен, наступает последняя фаза битвы. Христос, Царь с востока, возвращается со Своим воинством с небес, нечестивцы подвергаются полному уничтожению, и гремит небесная артиллерия. Это Армагеддон – гора избиения» (Лит.1, с.333). «Огромные каменные градины, каждая «величиною с талант», совершают своё дело истребления» (Лит.3, с.637).

«Несмотря на царящий вокруг хаос, Божий народ приободряется, когда видит «знамение Сына Человеческого» (Мат.24:30). Каждое око видит Владыку жизни, сходящего на облаках небесных. На этот раз Он приходит не как Муж скорбей, но как Победитель, чтобы взять своих. Вместо тернового венца на Нём венец славы, а «на одежде и на бедре Его написано имя: «Царь Царей и Господь господствующих» (Откр.19:12,16)» (Лит.2, с.428).

Когда Христос и Его армии появятся в силе и великой славе, сторонники дьявола будут бежать в панике к горам и камням, моля скрыть их от лица Христова (Откр.6:14-17).

Когда начнётся излитие язв? «И наполнился храм дымом от славы Божьей и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр.15:8). Выражение «никто не мог войти в храм», указывает на то, что суд Божий, который сейчас идёт на небе, завершится, и жизнь каждого будет рассмотрена. После этого будут излиты семь язв.

Какие слова указывают на завершение суда? «Неправедный пусть ещё делает неправду, нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да очищается ещё. Се, гряду скоро и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:11,12).

После окончания небесного суда Христос объявит о том, каков окончательный выбор каждого человека. С этого момента время благодати закончится навсегда. Другой возможности не будет.

Как долго будет продолжаться излитие язв? Вероятно, язвы будут изливаться на протяжении одного года (Откр.18:8 и Иез.4:6).

Наказание, суд, излитие язв – всё это совершенно несвойственно Господу. Бог говорит: «Не хочу смерти грешника» (Иез.33:11). Но с другой стороны, Он не может примириться с грехом, оставляя его без наказания.

Что обещает Бог праведным во время излития последних язв? После окончания следственного суда перед излитием семи язв народ Божий будет запечатлён, то-есть получит знак защиты и спасения – печать Божью.

Никто не может войти в Царство Божье, если не будет иметь этого знака богосознания в канун пришествия Христа. Сердце Бога скорбит от того, что так много людей в своём духовном нерадении недостойны печати Божьего признания.

«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле , ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:2,3).

Бог обещает праведным во время излития последних язв: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:10,11).

Никакая язва не может нанести вред праведному.

4. День Второго пришествия Христа

«И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему» (Мал.3:17,18).

Этот день называют: Последний день, День Господень, День Божьего гнева. Пророки описывают этот день очень страшным.

В Ветхом Завете написано: «Грядёт Бог наш, и не в безмолвии: пред ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря. Он призывает свыше небо и землю судить народ Свой» (Пс.49:3,4).

«И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен; и кто выдержит его?» (Иоил.2:11).

«Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли». (Соф.1:18).

«Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с неё грешников её» (Ис.13:9).

«О, какой день! Ибо день Господень близок: как опустошение от Всемогущего придёт он» (Иоил.1:15).

Предупреждая нарушителей Божьего закона о гибели, Бог говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника? Говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?». «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь – и живите!» (Иез.18:23,32). «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного» (Ис.45:22).

Но судный день – это и день спасения, о котором Господь Иисус мечтает и ждёт. В этот день произойдёт то, чему он посвятил Своё Первое пришествие и всю Свою бесконечную жизнь.

«Христос придёт для того, чтобы спасти праведных и уничтожить нечестивых; Он грядёт для того, чтобы взять в Своё вечное царство тех, кто любит Его, и уничтожить тех, кто пренебрёг Его милостью, отверг Его истину и отказался принять те условия спасения, которые Он предложил им. Заразная болезнь греха должна быть навеки искоренена из Вселенной» (Лит.1, с.340).

Господь Иисус придёт на землю во время седьмой язвы.

Обратите внимание: во время излития язв неверующих в существование Бога и Его власть уже нет. Каждый раз люди хулят Бога, значит, знают от Кого приходят страдания и Кто может их защитить. Но они не обращаются к Богу, не желают признать Его власть, сердца их ожесточились.

Враги Бога объединяют их против Божьего народа, и они уже готовы под предводительством сатаны уничтожить Божий народ. Господь долго ждёт, несмотря на страдания Своего народа. И только когда люди четко определились со своим выбором и объединились против Божьего народа, Он говорит: «Совершилось!» И что может остановить противников Бога и Его народа? Внезапное землетрясение, какого ещё никогда не было, и град, величиною с «талант»! Вес его как денежной единицы – 26 кг серебра, но есть и другая мера – 254 кг (Лит.1, с.334).

Когда перед человеком разверзается земля, думает ли он: как уничтожить другого, или как спастись самому?

Затем в небе появляется яркое сияние, которое приближается к земле. Это сияние исходит от Господа Христа и от огромного количества Его сияющих ангелов. Он идёт, чтобы забрать Свой народ с разрушенной язвами и землетрясением земли.

Пришествие Искупителя завершает многострадальную историю Божьего народа. Это торжественный час избавления. С глубочайшим благоговением и трепетом они восклицают: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его!» (Ис.25:9).

«Когда Иисус приближается к земле, Он призывает Своих усопших святых выйти из могил и повелевает ангелам «собрать избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их» (Мф.24:31). Во всех частях света умершие праведные слышат Его голос и встают из своих могил. Какое торжественное мгновение!» (Лит.2, с.428).

Они воскресают в нетленных и бессмертных телах, а живые, ожидавшие пришествия Господа, «вдруг, во мгновение ока» изменяются, их тела также становятся нетленными и бессмертными (1Кор.15:51-54).

Прославленные и облечённые в бессмертие, они вместе с воскресшими святыми возносятся навстречу Своему Господу, чтобы остаться с Ним навсегда (1Фес.4:16,17). Итак, на великом собрании в час Второго пришествия предстанут все верующие: воскресшие святые всех веков и святые, оставшиеся в живых при возвращении Христа.

Господь Иисус обещал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек» (Ин.11:25,26).

«Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:28,29).

Господь Иисус говорит, что будет два воскресения: воскресение жизни и воскресение осуждения.

Первое воскресение произойдёт при Втором пришествии Христа, когда Он придёт для того, чтобы забрать с земли всех оправданных, которые когда- либо жили. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6).

А через тысячу лет они вместе с Господом Иисусом вернутся на обновлённую землю (Откр.21).

Второе пришествие Христа решит судьбу всех людей: и тех, кто принял дарованное Им спасение, и тех, кто отвернулся от Него.

Те, кто принимает Иисуса Христа и предлагаемое Им спасение, испытают огромную радость в великий день Его пришествия. Они будут наслаждаться вечным общением со своим Господом и Спасителем, и их счастью не будет конца.

При Его пришествии великое отчаяние охватывает тех, кто отказался признать Иисуса своим Спасителем и Господом и отверг требование Его закона в своей жизни.

«И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его и кто может устоять?» (Откр.6:15-17).

Может ли Агнец гневаться? Люди, «не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа Иисуса» погибнут «от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1:8,9). Их неизменённые, смертные тела не выдержат Божьего присутствия.

Помните? Моисей просил Господа, чтобы Он показал ему Его славу (Исх.33:18). Господь ответил: «лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20).

Господь Бог сожалеет о бедствии (Ион.4:20).

Все, не принявшие Божьего дара вечной жизни (Рим.6:23; 1Ин.5:11,12), погибнут.

«И будут поражённые Господом в тот день – от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены; навозом будут на лице земли» (Иер.25:33).

Господь Иисус возьмёт к Себе Свой народ в град Божий, как и обещал: «… приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин.14:3).

Живые грешники погибли, а мёртвые не воскресли. Они воскреснут во второе воскресенье, которое состоится через тысячу лет.

Земля обезлюдела. Это конец жизни на земле.

Состояние земли напоминает ту землю, когда она «была безвидна и пуста и тьма над бездною» (Быт.1:2).

Велик гнев Агнца на сатану и его сообщников, вводящих человека в грех, чтобы погубить. Зверь и лжепророк «живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр.19:20), а сатана останется на безлюдной, разрушенной, тёмной земле на тысячу лет (Откр.20:1,2).

День Господень – это больше, чем конец света. Это начало установления Божьего правления, которое будет длиться вечно.

Господь Иисус исполнит Своё обещание: воскресить всех, верующих в Него, и забрать всех, любящих Его, туда, где Он!

Только подумайте, какая радость ожидает всех, верующих в Бога и любящих Господа Иисуса, живых и умерших.

В день воскресения они встретятся со своими близкими, любимыми, друзьями. Их нетленные, бессмертные тела будут без следов болезней, увечий и каких-либо недостатков, Ангелы принесут воскресших детей матерям. И они будут жить вечно в присутствии Небесного Отца и Агнца, Которые так любят Своих детей, что слышат их ещё не высказанные желания и исполняют их.

«И будет, прежде, нежели они воззовут, – Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу» (Ис.65:24).

Главное дело не в наших желаниях и в их исполнении. Главное – в Божьей любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы кто-то вас так сильно любил? Можно смело мечтать, потому что ваши мечты сбудутся.

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

Постарайтесь понять и полюбить Бога также сильно, как Он любит вас, и станете самым счастливым существом во Вселенной.


В рассказе использованы отрывки из книг:

  1. М.А. Финли. Великие пророчества Библии. Изд-во «Источник жизни», 1992.
  2. В начале было слово: Пер. с англ. – Заокский: «Источник жизни», 2002.
  3. Е.Уайт. Великая борьба. Изд-во «Источник жизни», стр. ориг.
  4. МБО – Библия для нашей жизни. Новый завет. Международное библейское общество, 1999.

( )* - стихи цитируются по Библии в современном русском переводе. Москва. Российское библейское общество, 2011.