Содержание материала

Мессия в книге Иова

Нам, христианам, имеющим полные Священные Писания, легко верить в Искупителя, Который вскоре должен прийти, чтобы воздать каждому согласно его упованию. Народу израильскому также несложно было узреть Мессию в образе Агнца, которого ежедневно приносили во всесожжение, в жертву мирную и в жертву за грех. Они могли понимать символы святилища и особенно в судные дни в мельчайших деталях видеть символику того, что должно произойти вскоре.

 

А как в отношении тех, кто жил до Христа и до Моисея? Или для них еще не наступило то время, когда уже «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»? (Деян. 4:12).

 

Книга Иова описывает события патриархальных времен. Исследователи находят, что Иов был современником Иакова, хотя их пути, возможно, никогда и не пересекались. Более того, хотя это и не является общепринятым и очевидным, но консервативные богословы считают, что Книга Иова является самой древней книгой Библии и была написана Моисеем еще до Книги Бытие - в то время, когда он пас овец в пустыне Мадиамской.

 

Что могли знать Иов и его современники о Мессии?

 

Всем нам известны знаменитые слова Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию–» (19:25). Но откуда у него эти знания? Насколько хорошо он представлял то, о чем говорил?

 

Некоторые комментаторы заявляют, что Иов жил в той местности, которая совпадает либо граничит с местом, где жил Нахор, брат Авраама. В то время Господь был известен как «Бог Авраамов и Бог Нахоров» (Быт. 31:53). Если принять во внимание это мнение, то, верно, еще не были забыты предания Сима, Ноя и Еноха, о котором вспоминает апостол Иуда: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: —се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешникиiл» (Иуд. 1:14, 15).

 

Да, Мессию ожидали еще с дней данного Адаму обетования (Быт. 3:15). Весть о нем передавалась из поколения в поколение. Только сто двадцать шесть лет разделяют рождение Ноя и смерть Адама. Следовательно, Ной мог в течение почти восьмидесяти лет общаться с Еносом, внуком Адама, который, несомненно, передал Ною драгоценное обетование о грядущем Спасителе. В свою очередь Ной, по всей вероятности, лично передал услышанное не только своим сыновьям и внукам, но и Фарре, отцу Авраама. Обычно патриархи, как первенцы у своих родителей, получали в наследство землю, на которой жили их предки, поэтому Авраам вполне мог навещать Сима, сына Ноя. Если Иаков родился еще при жизни Сима, хотя и вдали от места его обитания, а Иов, очевидно, жил во времена Авраама или Иакова, то можно предположить, что он мог лично встречаться с Симом. Таким образом, вполне вероятно, что Иов слышал историю Адама всего лишь из третьих уст, скажем, Адама, Ламеха и Сима.

 

Но что ему было известно об искуплении, которое Христос должен был совершить? И здесь мы находим интересное свидетельство Иова:

 

«Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (9:32, 33).

 

Иов испытывал нужду в Посреднике, который должен был вскоре явиться, но пока еще нет Его. И потому Иов должен был взывать к Господу напрямую, прося только о том, чтобы Господь «отстранил – жезл Свой» (ст. 34), то есть проявил милость.

 

Но еще лучше раскрывает духовное состояние тогдашнего мира Елиуй, когда говорит: «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, - Бог умилосердится над ним и скажет: —освободи его от могилы; Я нашел умилостивлениеi;» (33:23, 24).

 

Но этого Ангела-Спасителя еще нет. Вот когда Он явится и совершит Свое дело, тогда Иов и все другие смогут сказать: «Грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (33:27, 28).