Содержание материала

Книга Иова учит покаянию

Весьма интересный взгляд на Книгу Иова представил известный христианский радиопроповедник Вернон Макги. Он полагает, что первичной целью Книги Иова является научить покаянию. «Заметьте что, когда люди хотят говорить или писать о покаянии, они всегда подбирают героя, который имел греховное прошлое. Например, они покажут на Манассию, наиболее нечестивого царя Иуды.

 

Мы читали о нем в исторических книгах Ветхого Завета и увидели, что он покаялся. Могу ли я сказать вам, что это представляет то покаяние, о котором мы обычно любим думать? Был также Савл из Тарса, величайший враг, какого когда-либо имел Господь Иисус Христос. Он покаялся– Чтобы учить покаянию, Бог не выбрал человека, подобного им. Он мог бы! Но Бог выбрал самого лучшего человека, жившего во времена Ветхого Завета, возможно, даже самого лучшего из когда-либо живших, за исключением Иисуса Христа. Бог избрал этого человека и показал, что он нуждался в покаянии. Когда мы подходим к концу этой книги, мы находим слова самого Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:5, 6). Это должно научить каждого верующего сегодня, каждого, кто читает эти строки: не имеет значения, какими праведными мы ни считали бы себя, мы должны увидеть себя такими, какими Бог видит нас. Вся наша праведность, как запятнанная одежда. Мы нуждаемся в покаянии» (20, 580-581).

 

В чем должен был покаяться Иов?

 

Из первых стихов Книги Иова мы узнаем, что Иов был непорочным. Неужели и непорочный должен был покаяться? Возможно, но тогда в чем? Что, в таком случае, представляет собой покаяние, и что такое непорочность в глазах Божьих?

 

Мы можем предположить, что Господь не преувеличивал, когда назвал Иова непорочным. В противном случае сатана, который также знал каждый шаг Иова, сразу же стал бы оспаривать это утверждение. Тем не менее в речах Иова мы находим некоторые «сомнительные» утверждения, которые мы сегодня вряд ли посчитали бы действительно безгреховными. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» - отвечает он своей жене. Еще в детстве я читал эти слова, и они меня смущали, но «во всем этом не согрешил Иов устами своими», - говорит Библия (2:10). Конечно, оценка, данная словам Иова автором этих строк, писавшим под вдохновением Святого Духа (2 Петр. 1:21), должна быть верной... И все же я не мог смириться с тем, что Бог является источником зла.

 

Другие утверждают, что, несмотря на свою праведность, Иов также нуждался в покаянии, по причине своей врожденной греховности. Даже если первородный грех или склонность ко греху действительно имеют место после грехопадения, является ли это тем грехом, в котором человек должен покаяться? Покаяние Иова не было покаянием человека, приходящего к Богу в первый раз. Если бы даже мы стали говорить о первородном грехе, то и тогда нам следовало бы признать, что первого покаяния достаточно для приходящего к Богу человека.

 

Однако в случае с Иовом мы замечаем один интересный момент: Иов раскаивается после того, как он узнает нечто «о делах чудных» для него, которых он не знал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:3-6). Очевидно, Иов должен был раскаяться в том, чего раньше он не знал, но что стало ему известно позже.

 

Он не нес никакой ответственности за то, что ему не было известно, и потому он был праведен и непорочен перед Богом, что должен был признать и сатана.

 

Этот принцип чужд современному законодательству.

 

Незнание закона не избавляет человека от ответственности за его нарушение - такое или примерно такое утверждение мы можем встретить во многих законодательствах мира. И хотя это не всегда выглядит справедливым, тем не менее не всегда можно определить, действительно ли нарушитель не знал закон, или же он этим только пытается оправдать себя. Но Бог руководствуется иным критерием.

 

Мы читаем: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). «А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе» (Иер. 12:3).

 

«Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце» (Иер. 20:12).

 

В отличие от человека Господь способен видеть помышления и мотивы человека, поэтому Его закон более справедлив по отношению к незнающему. Божий закон основывается на другом принципе. Этот принцип ясно выражен в Книге Левит 4:14, 23, 28 - грех становится грехом только тогда, когда сделавший его осознает, что он согрешил. Этот же принцип представлен и в следующих высказываниях: «Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал» (Пс. 39:7). Здесь Давид на своем опыте узнал, что, не изъяснив согрешения, Господь не требует отчета в нем. «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:41). «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15:22). «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13). Прежде, чем Господь откроет человеку Свои принципы и требования, Он не будет считать человека грешником.

 

Тем не менее грехи неведения остаются грехами. В них необходимо раскаяться, как только осознание греха произошло. И даже если человек не имел возможности узнать своего греха, и, следовательно, раскаяться в нем, тем не менее грех не может быть удален просто так. В Своем плане искупления человека Бог предусмотрел и это, установив особое служение в святилище, которое совершал «однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9:7). Благодаря такому принципу, надежду на спасение имели все, даже те, которые жили в местах, куда не доходила весть об истинном Боге и Его законе, но которые жили по закону совести (Рим. 2:14, 15). «Некоторые из язычников, не ведая того, поклоняются Богу. Хотя свет жизни не коснулся их, хотя они и не знали писаного Закона Божьего, тем не менее слышали Его голос, взывающий к ним через природу, и делали то, чего требует закон» (102, 463). При этом Господь стремится открыть каждому человеку его заблуждения, «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Так же Он поступил и с Иовом, открыв ему многое из того, что тот не знал.

 

Иов осознал свою нужду в покаянии и тут же раскаялся, проявив свой дух послушания Господу.

 

Что же понял Иов? В чем ему надо было раскаяться?

 

Давайте продолжим наше исследование.