Содержание материала

Глава 2

1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

 

2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

 

3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?

 

6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

 

7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

 

8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. 9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

 

10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. 11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.

 

12 И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

 

13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.

 

Комментарий ко 2-й главе

 

1 2:1 Спустя некоторое время, наступило время очередного небесного совета, на который вновь прибыл сатана; см. 1:6, 7.

 

2 2:3 Несмотря на коварство сатаны, Бог ведет борьбу справедливо и честно. Не имея возможности причинить зло Творцу, Люцифер посягает на Его творение. Но и здесь он не может сделать большего, чем то, что позволит Ему Господь.

 

Очевидно, что Бог имел силу остановить дьявола в самом начале, не допуская все то зло, которое он совершил, но в силу своей справедливости Господь не мог так поступить как по отношению к самому Люциферу, так и по отношению ко всем свидетелям возникшего конфликта.

 

3 2:6 Жизнь; еврейское слово нефеш может здесь иметь два значения - «душа» или «жизнь», равно как и некоторые другие, но в данном случае контекст свидетельствует в пользу значения «жизнь».

 

4 2:8 LXX добавляет: [вне селения] 6 2:9 LXX представляет этот стих в следующем виде: «По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего. Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово Богу и умри.» - Ничего подобного нет ни в одной из еврейских рукописей; имеются сомнения и относительно существования такого текста в древнейших греческих рукописях.

 

6Таргум (древнееврейские пересказы или толкования библейских книг) на Книгу Иова называет жену Иова Диной. Существует также древняя раввинская традиция, утверждающая, что Иов был женат на Дине, дочери Иакова.

 

7 2:10 Иов не имеет в виду умственный недостаток, но нравственный или религиозный. Можно по-разному оценивать совет жены Иова - как пособницы дьявола или как измученной и исстрадавшейся женщины, которая, в сущности, разделила с Иовом те же страдания, кроме, разве что, его болезни. Явно одно - сатана использует ее как еще одну попытку сломить Иова, на этот раз через совет самого близкого ему человека.

 

8Опять Иов говорит о Боге как об источнике зла (см. 1:21, 22).

 

Иов совершенно не допускает существование сатаны, потому он и приписывает происхождение зла Богу. Но именно по причине неведения эти слова не являются грехом. Иову еще много предстоит узнать о великом противостоянии добра и зла, а также о своей роли в этом. Дьявол же старается так представить все, чтобы люди обвиняли Бога в том, за что на самом деле ответственен он сам.

 

9 2:11 На самом деле в разговоре участвовали четверо, да и слушателей, возможно, было немало, однако только трое пришли из далеких мест; четвертый, Елиуй, был вузитянином, то есть жителем земли Уц (в другом произношении - Уз или Вуз). См 32:2.

 

10Житель Фемана, области Едома. У Исава был внук Феман, сын Елифаза (Быт. 36:10, 11). Страна Феман в Священном Писании тесно связана с Едомом (см. Иер. 49:7 и др.).

 

11Вилдад Савхеянин (евр. shuchi) считается потомком Шуаха, сына Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2). Но он также мог происходить из местности Shukhu, что на среднем Евфрате.

 

12Софар Наамитянин (евр. Naamathi) мог происходить из города Наема (евр. Naamah), упоминаемого в Книге Исуса Навина 15:41.

 

13 2:13 Считается, что семь дней традиционно отводилось на оплакивание умершего (Быт. 50:10; 1 Цар. 31:13 и др.), и по причине ужасного состояния Иова его друзья скорбели по нем, как по умершем. С другой стороны, на востоке, и у евреев в частности, считается непочтительным высказывать соболезнование человеку прежде, чем он сам позволит заговорить об этом; потому друзья ждали до тех пор, пока Иов прервет свое молчание.