Содержание материала

 Глава 4

1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:

 

2 если попытаемся мы сказать к тебе слово, - не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову! 3 Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, 4 падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял.

 

5 А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом.

 

6 Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих - упованием твоим? 7 Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? 8 Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; 9 от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают.

 

10 Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; 11 могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются. 12 И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. 13 Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, 14 объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. 15 И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.

 

16 Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос: 17 человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? 18 Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: 19 тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.

 

20 Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут.

 

21 Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости.

 

Комментарий к 4-й главе

 

1 4:2 Похоже, что Елифаз начинает свою речь с иронического сарказма, хотя некоторые усматривают в этом тоне некоторые извинения.

 

2 4:5 То есть теперь ты сам упал, твои колени согнулись - ты согрешил.

 

3 4:6 Другими словами: «Иов, у тебя есть опыт безмятежной жизни с Богом, когда ты был непорочен, так вернись же к Богу, которым ты явно пренебрег, за что и постигло все это тебя».

 

4 4:7 Елифаз сформулировал бытовавшее учение о том, что страдают только нечестивые. Для него воздаяние человеку совершается уже при жизни. Возможно, до своих страданий Иов придерживался того же мнения, так как оно непосредственно связано со взглядом на Бога как на источник зла, равно как и добра. Когда страдания постигли Иова, он без сомнения отказался от первого учения, но все еще держался второго.

 

6 4:10-11 В этих двух стихах представлены пять разных еврейских слов, обозначающих львов. Здесь все они являются отрицательными образами, символизирующими нечестивых.

 

Это сравнение впоследствии использует Господь (см. 38:39).

 

6 4:12-18 В этом отрывке Елифаз, в доказательство своей позиции, приводит некий мистический опыт, который он пережил. Анализируя его, мы можем прийти к удивительному результату, оставленному без внимания почти всеми комментаторами.

 

7 4:14 Свой опыт Елифаз обозначает не как видение и не как сон (ст. 13), но как реальное событие.

 

8 4:16 Он весь был охвачен страхом, когда ему явился дух, как бы в облике человека, но со смутными очертаниями; и голос, но как бы явившийся отдельно– Это описание не соответствует никакому другому описанию видений и сверхъестественных явлений, упомянутых в Библии. Но в то же время это очень напоминает описание спиритических сеансов.

 

9 4:17 Явившийся дух вроде бы задает правильный вопрос, но посмотрим, какой же следует ответ– 10 4:18 Ответ выдает того, кто говорил Елифазу - вы только обратите внимание на содержание вести, сообщенной ему: Бог не доверяет никому, даже Своим ближайшим слугам, но выискивает в них недостатки. Мог ли Господь сделать такое «откровение» о Себе? Предстает ли нам таким Творец из других мест Священного Писания? Эти слова явно принадлежат тому, кто сам, будучи однажды слугою Божьим, могущественным ангелом, потерял доверие своего Творца! 11 4:21 Дьявол использует все возможные методы для того, чтобы сломить Иова. Теперь он прибегает к «услугам» Елифаза, которого он несколько ранее сумел обмануть. На этот раз он пытается убедить Иова в том, что тот вовсе не является непорочным в глазах Божьих, и, следовательно, ему нет смысла полагаться на свою праведность; ведь даже те достоинства, которыми Иов обладал, тоже обречены на погибель