Содержание материала

Глава 7

1 Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?

 

2 Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, 3 так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне.

 

4 Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?», а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета.

 

5 Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится.

 

6 Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды.

 

7 Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе.

 

8 Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, - и нет меня.

 

9 Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, 10 не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его. 11 Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей.

 

12 Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу? 13 Когда подумаю: «утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое», 14 ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня; 15 и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих.

 

16 Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.

 

17 Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, 18 посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?

 

19 Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?

 

20 Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?

 

21 И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет.

 

Комментарий к 7-й главе

 

1 7:1 Этот текст не может служить основанием для учения о предопределении. Автор всего лишь желает отметить краткость жизни человека, которая может оборваться в любой момент подобно тому, как наемник может в любую минуту оказаться без работы.

 

2 7:7 Здесь Иов перестает говорить своим друзьям и обращается к Богу.

 

3 7:9, 10 Эти слова Иова наводят на мысль, что Иов совершенно не верил в загробную жизнь и в воздаяние после смерти.

 

Однако, такая картина предстает только с общехристианской точки зрения. Умерший после воскресения возвратится на обновленную землю, но никак не в тот дом и то место, где он жил прежде. Фразу стиха 9 нельзя рассматривать как законченную мысль, а только вместе с фразой стиха 10, так как этого требует поэтический строй речи.

 

4 7:12 Иов обращается к мифологическому сюжету о борьбе божества с морем и живущим в нем чудовищем. Впоследствии Господь использует это сравнение для того, чтобы открыть Иову реальную борьбу Творца с сатаной (см. 38:8-11; ср. 3:8).

 

6 7:14 Все зло Иов приписывает Богу, Который, по его мнению, поражает его без причины.

 

6 7:17 Иов колеблется в понимании роли Бога в его страданиях. С одной стороны, Господь действительно проявляет удивительную заботу о недостойном человеке, но с другой стороны, Он притесняет его, не давая человеку «проглотить слюну» (ст. 19).

 

7 7:20 На этот вопрос Елифаз и Елиуй пытались дать свой ответ (22:3; 35:6-8). Иов также не вполне сознает ценность его верности Богу, тем не менее он остается непоколебимым.

 

Только великая борьба света со тьмой показывает, насколько все же Бог нуждается в нашей верности Ему, ведь именно эта верность Иова послужила причиной сатанинских нападок на Бога.

 

8 7:21 Иов не самоуверен - он допускает, что мог согрешить, но не знает за собой никакого греха. Согласно закону Моисея, он невиновен.