Содержание материала

Глава 21

1 И отвечал Иов и сказал:

 

2 выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас. 3 Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся. 4 Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? 5 Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста.

 

6 Лишь только я вспомню - содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое.

 

7 Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? 8 Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их.

 

9 Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. 10 Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает.

 

11 Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают.

 

12 Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; 13 проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю.

 

14 А между тем они говорят Богу: «отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!

 

15 Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» 16 Видишь, счастье их не от их рук. - Совет нечестивых будь далек от меня! 17 Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем?

 

18 Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.

 

19 Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. - Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. 20 Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева.

 

21 Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?

 

22 Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? 23 Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; 24 внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. 25 А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра.

 

26 И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их. 27 Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете.

 

28 Вы скажете: «где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные?» 29 Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, 30 что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону?

 

31 Кто представит ему пред лицо путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал?

 

32 Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу.

 

33 Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа.

 

34 Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.

 

Комментарий к 21-й главе

 

1 21:2 Верно говорят: слова - серебро, а молчание - золото.

 

Если бы друзья Иова молча сострадали бы ему, это принесло бы гораздо большее облегчение, нежели все их мудрые речи.

 

(Притч. 17:28).

 

2 21:3 Выслушайте до конца, может быть, вы измените свое отношение и более не будете насмехаться.

 

3 21:4 Если бы Иов пытался отстоять свою правоту перед человеком, то он имел бы достаточно средств для этого. Но речь идет о Боге, который видит сокровенное и судит тайное. Тем не менее Иов тверд в уповании своем.

 

4 21:7 Далеко не всегда возможно подтвердить праведность и непорочность, особенно пытаясь доказать невиновность пострадавшего. Гораздо проще увидеть беззаконие процветающего грешника, подчас даже кичащегося своей безнаказанностью. И зачастую жизнь таких людей действительно безоблачна. Это служит большим искушением для многих неутвержденных душ. Даже Давид однажды признался в этом (Пс. 72:2-17; см. 19:29).

 

6 21:9 Указывая на известные, очевидные факты, Иов пытается образумить своих друзей и заставить их допустить, что так же и праведник может страдать невинно, как беззаконник может незаслуженно благоденствовать.

 

6 21:16 В отличие от Давида (Пс. 72:2), Иов не поколебался при виде благоденствия нечестивых. Он оставался праведным и в мыслях и желаниях своих.

 

7 21:19 Здесь Иов отвечает на возможный ответ его друзей, уже однажды прозвучавший из уст Елифаза (5:4).

 

8 21:22 Не имея ответа на свои вопросы и не получив какого-либо заверения от Господа, Иов тем не менее не потерял уверенности в Божьей мудрости. Наше непонимание действий Божьих еще не является основанием для их неприятия.

 

9Говоря о горних, Иов имеет в виду небожителей, и в частности восставших ангелов. Друзья Иова, имея свои представления о справедливости, пытаются заставить Господа, установившего законы вселенной, действовать по их человеческим установлениям.

 

10 21:24 «Внутренности его полны жира» - по другим переводам: «груди его полны молока». Еврейское слово ‘atiyn не определено; его близкое современное значение - «вместилище»; LXX определяет его как «внутренности». В любом случае здесь это выражение символизирует благополучие.

 

11Интересно заметить, что еще до времени Моисея Иов верно заметил, что кости буквально увлажнены кровяной жидкостью - костным мозгом.

 

12 21:25, 26 Иов прекрасно понимает, что как праведник, так и нечестивый не достигнут окончательного и справедливого воздаяния ни в земной жизни, ни в смерти, так как и в могиле они равны (3:13-19; ср. Еккл. 9:2). Только после воскресения, которого так ждет Иов (19:25), каждый получит по заслугам (Откр. 22:12).

 

13 21:34 Чего теперь стоят советы друзей покаяться и обратиться к Богу? Они не были способны признать благоденствие нечестивого. Как же они берутся судить праведника? Все их утешения - пустые слова, и обвинения - ложь!