Содержание материала

Глава 26

1 И отвечал Иов и сказал:

 

2 как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!

 

3 Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! 4 Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя? 5 Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них.

 

6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону. 7 Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. 8 Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. 9 Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое.

 

10 Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою. 11 Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его.

 

12 Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость. 13 От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона.

 

14 Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем! А гром могущества Его кто может уразуметь?

 

Комментарий к 26-й главе

 

1 26:2, 3 Прежде чем осуждать упавшего, надо поднять его и, если он изранен, перевязать ему раны. Вилдад же, напротив, еще больше втоптал Иова в грязь, говоря, что тот никогда не сможет подняться и оправдаться м. 25:4).

 

2 26:4 Вилдад повторил слова Елифаза (4:17-21), но, как мы рассмотрели это ранее, эта мысль не могла исходить от Бога.

 

3 26:5 Иов показывает, что он знает не меньше Вилдада в вопросах взаимоотношений Бога с Его творением. Рефаимы (от еврейского корня «быть слабым») здесь и в Притч. 21:16 и Ис. 14:9 могут обозначать умерших (которые «превратились в тень»). Другие комментаторы под рефаимами подразумевают здесь крупных морских животных, например, китов.

 

4 Под водами - некоторые комментаторы усматривают здесь упоминание о допотопных жителях, отождествляя «исполинов» (нефилим) с рефаимами. Другие видят в этой фразе указание на верование в то, что шеол, или место обитания умерших, находится под водами, которые ниже земли.

 

6 26:6 Ранее (14:13) Иов желал укрыться от Господа в преисподней, в Шеоле, в могиле, но сейчас он признает, что и это место не может быть сокрыто от Господа.

 

6 Аваддон (бездна), представляется многим как самая глубокая часть ада. Мы понимаем, что в этих текстах Иов утверждает свою уверенность в том, что абсолютно все сотворенные существа и все уголки Вселенной открыты взору Творца, Который имеет полную власть над всеми ими. Иов выражает эту мысль, используя самые сильные образы, понятные его современникам. Но это нисколько не доказывает его веру в существование загробного мира, где умершие продолжают осознанное существование.

 

7 26:7 «Север над пустотою» - когда Лорд Россе изобрел свой большой телескоп, настолько мощный, что с его помощью можно было читать газету на расстоянии 35 километров, он обнаружил, что в северной части неба имеется пустое пространство без единой звезды, в то время, как в других частях были миллионы звезд. Впоследствии при помощиогромного 200-дюймового телескопа также подтвердилось это.

 

8В 1543 году Николай Коперник сделал смелое заявление о том, что земля кругла и висит в космическом пространстве.

 

Открытия Коперника и Ньютона положили основание современной концепции движения планет. При этом Иов говорил о том же около 2000 лет до нашей эры. Около 1000 лет спустя Соломон говорил о круговой черте над бездной (Притч. 8:27), Исаия вторил ему за 700 лет до Христа (Ис.

 

40:22), а апостол Павел в первом веке утверждал, что Господь все удерживает только силой Своего слова (Евр. 1:3). Когда человек впервые вступил в космос, он воочию наблюдал круг земли, висящий ни на чем.

 

9 26:8 Этот стих говорит нам, что воды заключены внутри облаков, и хотя вес этой воды достаточно велик, тем не менее облака не падают. Когда же этот водный пар становится слишком тяжелым, то облака разряжаются дождем (см. 36:27; Еккл. 11:3).

 

10 26:10 Иов проводит параллель между тем, как Господь творил землю, и тем, как Он управляет ею. Здесь свет и тьма обретают двойное значение, как буквальное разделение дня и ночи, так и образное обозначение добра и зла, мира живых и праведных, и мира мертвых и нечестивых.

 

11 26:12 Обращаясь к образам зла, представленным в древних мифах в виде моря и морских чудовищ, м. 7:12), Иов продолжает свою мысль, начатую в ст. 5. Впоследствии Господь в Своей речи обратится к этим словам Иова м. 38:8-11).

 

12 26:14 Признавая, что все его знания о Боге ничтожны, Иов готов узнать нечто совершенно новое и чудное, чего он еще не знал, и к этому же он готовит своих друзей (42:3).