Содержание материала

Глава 27

1 И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал:

 

2 жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, 3 что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, 4 не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!

 

5 Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. 6 Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои.

 

7 Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник.

 

8 Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?

 

9 Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда?

 

10 Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время?

 

11 Возвещу вам, что в руке Божией; что у Вседержителя, не скрою. 12 Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите?

 

13 Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители. 14 Если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом.

 

15 Оставшихся по нем смерть низведет во гроб, и вдовы их не будут плакать.

 

16 Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение, 17 то он наготовит, а одеваться будет праведник, и серебро получит себе на долю беспорочный. 18 Он строит, как моль, дом свой и, как сторож, делает себе шалаш; 19 ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот.

 

20 Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря.

 

21 Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него.

 

22 Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его.

 

23 Всплеснут о нем руками и посвищут над ним с места его!

 

Комментарий к 27-й главе

 

1 27:2 Иов все еще придерживается своего мнения, что именно Бог виновен в его страданиях. Ему еще предстоит узнать о сатане, о существовании которого он временами догадывался м. 9:24).

 

2 27:5 Божий принцип в отношении к нарушителю Его законов отличается от большинства юридических систем нашего мира. В то время, как мы слышим постоянные предупреждения вокруг себя: «Незнание закона не освобождает от ответственности», Господь, читающий сердце, руководствуется иным принципом: человек становится ответственным за свои преступления только с того момента, как он узнает о совершении греха (Лев. 4:14, 23, 28; ср. 1:22). Потому Иов, не знающий за собой никаких прегрешений, мог смело и твердо отстаивать свою непорочность.

 

3 27:8 Друзья Иова не могли видеть его сердце, и хотя они не слышали об Иове ничего худого прежде, но сейчас они в действительности стали судить его по лицу. Признавая, что сам он не находится в том положении, чтобы ему еще лицемерить, Иов предпринимает еще одну попытку вразумить своих друзей, предупреждая об их шатком положении пред Господом.

 

4 27:11 Иов, вдохновленный Господом, желает научить своих друзей настоящей истине. Хотя он страдает от того, что Бог лишил его суда (ст. 2), тем не менее Иов знает принципы Вседержителя более, нежели его друзья.

 

6 27:13-23 С одной стороны, кажется, что Иов противоречит самому себе, но он только лишь продолжает сказанное в главах 21 и 24. Возможно, что здесь он иронично предвосхищает то, что Софар должен был сказать, но, возможно, это его предупреждение друзьям в их упорстве обвинить непорочного. Также эти слова показывают, что Иов не бросается в крайность, отвергая наказание нечестивых, но здраво оценивает реальность.

 

6 27:17 Уверенность Иова в том, что Бог все же справедлив, хотя возмездие не всегда наступает в тот же день.

 

7 27:23 Намек на полное уничтожение нечестивых. Эта фраза равно относится как к индивидуальному наказанию грешника, так и к окончательному уничтожению всех беззаконников в конце земной истории.