Содержание материала

Глава 29

1 И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал:

 

2 о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, 3 когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; 4 как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим, 5 когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня, 6 когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!

 

7 когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, - 8 юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; 9 князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; 10 голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.

 

11 Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, 12 потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. 13 Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость.

 

14 Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло.

 

15 Я был глазами слепому и ногами хромому; 16 отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.

 

17 Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное.

 

18 И говорил я: «в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок; 19 корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; 20 слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей».

 

21 Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем.

 

22 После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них.

 

23 Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои.

 

24 Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали.

 

25 Я назначал пути им и сидел во главе и жил, как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.

 

Комментарий к 29-й главе

 

1 29:2 Вспоминая свои прежние дни, Иов отмечает, что они были наполнены присутствием и благословением Божьим.

 

2 29:3 Разделение между светом и тьмой - праведностью и злом - идея, понятная Иову. Позже, когда Господь обратится к Иову, Он будет использовать эти близкие и понятные Иову образы, которые помогут ему понять сущность греха и сатаны.

 

3 29:4 Хотя в другом месте (13:26) Иов допускал, что в юности он мог совершать грехи, которые, несмотря на то, что были полностью исповеданы, Господь, возможно, вменял ему теперь, но все же здесь он утверждает, что и ”во дни молодости” милость Божья оберегала его от согрешения.

 

4 29:5 Богословие Иова претерпевает изменения. Вначале он полагал, что как добро, так и зло исходят от Бога (2:10). Затем он стал допускать, что есть некто помимо Бога, кто мог бы нести ответственность за зло (9:16, 17, 24). Теперь же Иов полагает, что зло может приключиться человеку только тогда, когда Господь покидает его. Действительно, подобное учение существует в Библии (Ис. 5:5-7), но это еще не вся истина о Боге, которую надлежит Иову узнать.

 

6 29:7 Этот и последующие тексты позволяют нам судить о том, что Иов был правителем или царем по крайней мере в своем городе.

 

6 29:12 Здесь Иов опровергает все наветы своих друзей, подозревавших его во всевозможных тайных грехах и несправедливом отношении к ближним м. 22:5-9, и др.).

 

7 29:18 Этот и последующие стихи не являются похвалой Иова, но выражают его понимание воздаяния праведнику. Здесь не следует усматривать фарисейское отношение к добрым делам ради спасения и благоденствия.

 

8 29:24 Улыбке Иова не верили не потому, что она была фальшивой, лицемерной или редкой, а потому, что Иов занимал весьма высокое положение в обществе, и для такого рода людей было весьма необычно одаривать улыбками простолюдинов. Но Иов был исключением в этом - он улыбался людям, относился к ним с участием и всегда утешал плачущих (ст. 25).