Содержание материала

Глава 40

 

1 И отвечал Господь Иову из бури и сказал:

 

2 препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.

 

3 Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? 4 Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? 5 Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; 6 излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; 7 взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; 8 зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.

 

9 Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя. 10 Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; 11 вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; 12 поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; 13 ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; 14 это - верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; 15 горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; 16 он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; 17 тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; 18 вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.

 

19 Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

 

20 Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? 21 вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?

 

22 будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?

 

23 сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?

 

24 станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?

 

25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?

 

26 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?

 

27 Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.

 

Комментарий к 40-й главе

 

1 40:3 Иов уже понял, что не Бог является источником зла, что это не Он доставил ему все зло и боль. Иов понял, что сатана слабее Творца и что Господь имеет планы однажды покончить с источником зла (39:34). Но почему же Он медлит? Почему Он до сих пор не совершил этого? Почему с самого начала Господь допустил развитие зла? Почему все страдания были допущены в жизни Иова? Но мудрый Творец знал, что не на все еще вопросы ответил, и потому Он продолжал говорить с Иовом. Вызывая Господа на суд, Иов поднимал вопрос о справедливости своих страданий. Господь не мог просто переложить вину с Себя на сатану. Он должен был объясниться и в том, почему, имея силу и власть уничтожить сатану, или по крайней мере запретить дьяволу прикасаться к Иову, Он тем не менее допустил подобное.

 

2 40:4 Этот текст может быть переведен несколько иначе, что позволит яснее понять идею Господа, Который предлагает Иову мысленно поставить себя на место Бога в борьбе с зародившимся во Вселенной злом: Представь, что у тебя такая мышца, как у Бога; и представь, что ты можешь возгреметь голосом, как Он.

 

3 40:6 Предложив Иову Божественные полномочия, Господь теперь ставит перед ним задачу: смирить гордого Люцифера, бросившего вызов правлению Божьему (Иез. 28:17) .

 

4 40:9 Господь справедлив не только в борьбе против сатаны, но и перед судом Иова. Он готов признать правоту страдальца в том случае, если Иов сможет представить лучший вариант обхождения со злом и сатаной.

 

6 40:10 Господь продолжает описывать Люцифера, отмечая, что сатана также является сотворенным существом. Комментаторы, не сумев разгадать значение еврейского слова «бегемот», довольствовались тем, что оно созвучно с названием гиппопотама на многих языках мира. И потому во многих комментариях вы найдете, что под словом «бегемот» здесь подразумевается гиппопотам или «нильская лошадь». Другие, присмотревшись к описанию бегемота, сделали вывод, что это скорее динозавр, так как «веревочный» хвост гиппопотама вовсе не напоминает кедр (40:12). К сожалению, ни один из известных мне комментаторов не сопоставил эту «огромной величины свинью» (56, 86) с «верхом путей Божьих, с которым может сразиться только Сотворивший его» (40:14). Неужели Господь не нашел более совершенного существа во Вселенной, которое заслужило бы этот титул? Явно под этим непонятным зверем, имя которого по-еврейски звучит «бегемот», Творец подразумевает того, кто был ”печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты” (Иез.

 

28:12-15), но затем превратился в дракона (Откр. 12:9).

 

6 40:14 Несмотря на то, что сатана такой могущественный и неустрашимый, тем не менее есть Тот, Кто силен победить его. Это Сам Господь, сотворивший Люцифера. Бог не желает оставить Иова в неведении об участи сатаны, потому Он обратился к Иову со второй речью.

 

7 40:20 Комментаторы много спорят о том, какое животное сокрыто под именем левиафана. Предлагаются различные морские животные от крокодила до кита. Но если обратиться к другим библейским текстам, говорящим о левиафане, то мы сможем кое-что прояснить. Во-первых, Пс. 73:13, 14 напоминает нам нечто похожее на древние месопотамские легенды о боге, поражающем морского дракона. При этом подразумевалась битва между силами добра и зла. Эта легенда берет свое начало от первого обетования о Спасителе, поражающем змея (Быт. 3:15). Иов также обращался к подобному образу, сравнивая себя с тем, преследуемым Богом чудовищем, которое было олицетворением зла (7:12). Также он упоминал левиафана как мистическую силу, к которой взывали чародей (3:8). И, наконец, если мы проанализируем использование образа левиафана в Ис. 27:1, то явно увидим, что под этим образом сокрыт не кто иной, как сатана. Из контекста здесь явно просматривается пророчество о конце времени, когда будет первое воскресение умерших и окончательное уничтожение нечестивых, тела которых уже не будут погребены (Ис. 26:19-21; ср. Откр. 20:5-9).

 

8 40:27 И хотя Господь представил сатану в виде могущественного и почти непобедимого дракона, тем не менее Он повелевает Иову твердо выступить на борьбу с ним (Иак. 4:7; 1 Петр. 5:8, 9; Флп. 4:13).