Содержание материала

Глава 41

 

1 Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? 2 Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицом? 3 Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. 4 Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. 5 Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?

 

6 Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; 7 крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; 8 один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; 9 один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. 10 От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; 11 из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; 12 из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. 13 Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.

 

14 На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.

 

15 Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.

 

16 Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. 17 Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.

 

18 Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.

 

19 Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево.

 

20 Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.

 

21 Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. 22 Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.

 

23 Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; 24 оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.

 

25 Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; 26 на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

 

Комментарий к 41-й главе

 

1 41:1 Сам человек никогда не сможет совладать с сатаной. Это абсолютно нереально. Ни для какой надежды не остается места. Разве только знание того, что за тобой, как за Иовом (40:27), стоит сам Господь, имеет определенный смысл.

 

2 41:2 Если творение Божье столь могущественно, что можно сказать о Самом Творце?! Эти слова обращены не против Иова, который дерзнул выступить с обвинениями против Бога. Но они обращены против дьявола, представленного здесь в образе Левиафана.

 

3 41:3 Другими словами, «что удерживает Меня от того, чтобы в одночасье уничтожить Люцифера и все зло вместе с ним? Ведь все в Моей власти». Здесь Господь предвосхищает вопрос Иова и всех остальных, праведных и неправедных страдальцев всех времен и народов: «Почему Бог допустил грех? Почему Он не уничтожил сатану в самом начале? Почему Он допускает, чтобы все это происходило в моей жизни?» Подобные вопросы задаются тысячами на каждом шагу. И Господь отвечает на них, как Иову, так и всем нам, читающим эту книгу. И хотя здесь не дается конкретный ответ, но Иов был способен понять, что Господь имеет Свое время и Свой метод борьбы со злом. А пока существует некоторая стратегическая тайна, которую Господь до определенного времени не мог открыть человеку иначе, как Он сказал это Адаму: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

 

4 41:4 Люцифер был наивысшим сотворенным существом.

 

Пророк описывает его так: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то–» (Иез. 28:12-14).

 

6 41:6-9 Описание зубов левиафана навело некоторых комментаторов на мысль, что под этим животным следует подразумевать кита. Но, пожалуй, эти слова представляют скорее характеристику, нежели описание внешнего вида левиафана.

 

6 41:10-13 Другие же усматривают в этом ряде стихов свидетельство в пользу того, что под левиафаном подразумевается обычный крокодил, при плавании оставляющий след из множества воздушных пузырьков, искрящихся на солнце, что напоминает огонь и искры.

 

7 41:16 Пожалуй, эта характеристика достаточна для того, чтобы понять, что левиафан - не просто животное, а тот, кто не побоялся восстать против Творца Вселенной.

 

8 41:17-21 И конечно же, ни крокодил, ни кит, и ни иное какое животное не является настолько сильным и ужасным, чтобы им соответствовали подобные слова. Даже в древние времена, когда жил Иов, известно существование зоопарков и содержание диких животных в неволе.

 

9 41:24 см. ст. 10-13.

 

10 41:25 Левиафан уникален, он далеко не является обыкновенным, пусть даже самым страшным и сильным животным. Если бы только это могло быть реальным, описание сотворения двух необычных животных в одном из апокрифов более соответствовало бы нашему тексту: «Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь» (2 Ездр. 6:49-52). Но это остается удивительной выдумкой безымянного автора.

 

11 41:26 Эти последние слова в речи Господа недвусмысленно указывают, кто подразумевается под бегемотом, левиафаном и прочими животными из галереи Иова. - Первый, кто возгордился и дерзнул позариться на место Всевышнего, был Люцифер (Ис. 14:13-14; Иез. 28:18; см. 9:13).