Содержание материала

История

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» (Иов 1:6-12) * .

 

Хотелось бы сразу обратить внимание на два важных момента, которые должны повлиять на наше восприятие всего содержания книги. С самых первых строк книги нам раскрывается то, что абсолютно неизвестно ни друзьям Иова, ни самому Иову. А именно:

 

- Господь признает Иова праведником, и сатана согласен с Ним; - до самого конца ни Иов, ни его друзья не догадываются о «сговоре» Бога с сатаной.

 

Если во многих других исследованиях важно отказаться от всяких предпосылок и личных пристрастий, то здесь совершенно иной случай. Содержание первых двух глав известно только нам, читателям. Они содержат как бы с самого начала ответ или подсказку ко всей Книге Иова.

 

Автор вывел его на том основании, которое было либо неизвестно героям повествования, либо высказано ими гораздо позже, после всех описанных событий. Откуда же сам автор узнал это? Понял ли из речей мудрецов? Узнал ли из обращения Господа к Иову, записанного в последних пяти главах? Или Сам Господь лично открыл ему это во сне или в видении? Последнее наиболее вероятно, и, скорее всего, так оно и было; но тогда получается, что содержание остальных глав не отвечает на вопрос: почему, по какой причине страдает невиновный? Да и является ли правильным ответ, что напрашивается из первых двух глав? Ведь здесь нам говорится о некоем «сговоре» между Господом и сатаной.

 

Прежде чем мы пойдем дальше, давайте заглянем в последнюю, 42-ю главу повествования. В стихе 3 Иов вдруг говорит, отвечая Богу: «Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал».

 

Оказывается, мудрец и праведник Иов узнал нечто новое. И оно скорее всего содержалось в ответе Господа (гл. 38-41), хотя предпосылки к этому пониманию могли возникнуть у него уже при беседе с навестившими его друзьями. Но в таком случае неужели Иов раньше не знал о могуществе и творческой силе Господа? Ведь об этом говорит ему Бог в Своем ответе из бури. Не так ли?

 

Да, конечно же, Иов знал Господа, знал своего Творца.

 

И хотя он не мог читать первых двух глав повествования о себе и о выдвинутых сатаной претензиях, он явно постиг нечто более важное для себя, а именно то, что укрепило его в страданиях и убедило в справедливости Бога. Что мы имеем в виду? Вы хотите узнать?

 

Бедствие

 

Сегодня мы уже привыкли к многочисленным сообщениям о различного рода бедствиях, катастрофах, войнах, несчастных случаях, преступлениях, которые совершаются повсеместно. Источники информации доставляют нам сообщения со всего земного шара буквально по горячим следам. Мы видим, слышим и читаем о многих тысячах невинно страдающих людей. Однако давайте перенесемся в то далекое время - время без телевизоров, телефонов и газет. Всю информацию доставляли гонцы, или новости просто передавались из уст в уста. Обычно проходили недели, а то и месяцы, прежде чем «новость» достигнет коголибо в соседней стране.

 

Иов услыхал о всех своих потерях в один день. Казалось бы, все шло своим чередом. Пятьсот пар волов орали, а рядом паслось стадо в пятьсот ослиц (1:3, 15). * Трудно представить, каким большим должно быть поле, чтобы хватило работы тысяче волов! А сколько пахарей и погонщиков было задействовано! По всей видимости, они трудились на большой территории попарно или небольшими группами так, чтобы можно было вовремя завершить работу. Вряд ли Иов держал столько скота, чтобы вспахать все свои поля в один день. Обычно это занимало не меньше недели. Когда савеяне напали на поля Иова, кто-то один из работников бежал с этой вестью от группы к группе, чтобы в результате увидеть, что он единственный, кто остался в живых. При каждой паре волов мог быть один погонщик и один пахарь. Даже если оба дела совершал один человек, то погибло не менее 500 пахарей и еще с десяток пастухов.

 

В другой стороне от города, где жил Иов, паслись большие стада. Едва ли семь тысяч овец могли составлять одну отару. Стада отгоняли на далекие расстояния в поисках пастбищ. Какой же огненный смерч пронесся там, что попалил всех овец и не меньше сотни пастухов на такой огромной территории!

 

Чтобы захватить три тысячи верблюдов, халдеи задействовали три отряда воинов. Сколько же молодых людей (отроков), пасших такое количество верблюдов, погибло?!.

 

Очевидно, дети Иова жили вдалеке друг от друга. Десять раз в году они собирались на совместные праздники. Был ли тогда обычай отмечать дни рождения? Пожалуй, только состоятельные люди могли позволять себе такое, ведь пиры продолжались не один день, да и на приготовления и дорогу уходило немало времени. Можно допустить, что все они жили в этом же городке, занимаясь различными промыслами, но, скорее всего, отец также наделил каждого из своих сыновей сравнительно большими стадами и землями. Только первородный сын, в доме которого происходило торжество на этот раз, мог оставаться в том же городе, где жил его отец, так как он должен был занять место отца по его смерти.

 

Сильный ветер, возможно смерч, налетел из пустыни.

 

Настолько сильный и внезапный, чтобы полностью разрушить большой дом первенца Иова. К тому же в этом доме могло находиться немало прислуги, как домашней, так и прибывшей с гостями. Сколько же маленьких домов жителей города могло быть разрушено этим же ветром? Сколько жителей города, в котором жил Иов, осталось без крова!

 

А сколько из них также погибло– Да, Иов в один день потерял все свои многочисленные стада, возможно, и всех работоспособных мужчин своего города, многих подростков и молодых людей, пасших его скот. Вполне возможно, что значительная часть города была разрушена смерчем, а огромная территория пастбищ выжжена огненной бурей. Сколько семей, трудившихся на его полях, потеряли своих кормильцев. Предание представляет Иова царем своей местности. И если это действительно так, то к его личной трагедии прибавляется и страдание всего его народа. Но явно самой тяжелой потерей была гибель всех его детей. Что значило для человека, занимавшего высокое положение в обществе, оказаться в таком состоянии! Ко всему прочему, Иов остался без наследника, без первородного сына. А ведь воспитавший десятерых детей, по крайней мере, семеро из которых жили уже отдельно от родителей (1:4), был уже достаточно стар для того, чтобы надеяться на рождение хотя бы еще одного. Даже война не принесла бы такого горя, как это внезапное бедствие. И все гонцы с этими ужасными известиями прибежали почти одновременно. Кто бы выдержал такое?

 

«Сговор»

 

Что мы знаем о Господе, и что - о сатане? Нам легко рассуждать об этом, имея все шестьдесят шесть книг Ветхого и Нового Заветов. Но даже если бы у нас не было ни одной книги, кроме Книги Иова, а такое время было, и люди также нуждались в познании Бога и тогда, - то даже из этих четырех десятков глав мы можем многое узнать о Господе и сатане.

 

Бог Иегова, в отличие от многих языческих богов того времени, был добрым, справедливым и любящим. Он ненавидел зло (1:1, 8, 10). Господь, будучи правителем Вселенной, созывает небесный совет, на который приходит и сатана. Что это за совет? Откуда сатана пришел? Почему там не был никто из людей, даже Иов, самый праведный из всех живущих на земле? (1:8). Хотя во время написания Книги Иова, Книга Бытие еще не была написана, все же ее содержание передавалось из уст в уста среди многих племен. Пусть и со значительными искажениями, все же мы находим схожие предания у многих древних народов, даже в самых удаленных частях света. Очевидно, в этом вселенском совете участвовали представители различных населенных миров, созданных Господом (38:7). На этом собрании должен был присутствовать и Адам как правитель Земли (Быт. 1:28) или один из потомков, являющийся его полноправным представителем. К сожалению, Адам потерял это право, уступив его сатане, который стал «князем мира сего» (Ин. 14:30).

 

Очевидно, к тому времени война на небе, о которой пишет Иоанн в Откр. 12:7-9, еще не закончилась, так как сатана все еще имел доступ на небо. Борьба, вероятно, была в самом разгаре. Захватив власть на Земле, «древний змий» считал себя полноправным и единственным хозяином на ней. Как хотелось ему, чтобы Господь не вмешивался в его правление. Он же на подобных небесных советах готовил почву для завоевания новых миров, беспрепятственно делясь опытами своих нововведений и преобразований творения Божьего на Земле. Однако Господь был прав: на земле еще оставались люди, которые не признавали его, сатану, своим правителем. Дьявол бы в один миг расправился с ними, но Господь продолжал защищать их, претендуя на Свое право над Землей. Война за человека продолжалась.

 

В очередной раз дьявол атакует Бога. На этот раз своей целью он избирает справедливость Господа, Его любовь и заботу о Своих подданных. «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (1:10, 11). Удачный маневр. Безупречная тактика. В любом случае Господь окажется несправедливым: перестанет ли Он защищать своих верных подданных, или же Он окажется разоблаченным в подкупе. Стоит только на небесном совете представить всем, что Господь привлекает к Себе лю- дей силой, обманом или посулами, и победа будет на его стороне. «А может, - размышлял дьявол, - Бог настолько недальновиден, что согласится на его условие - испытать людей на верность?» Ведь кто знает человеческие слабости лучше сатаны? И тогда человека, лишенного Божьей защиты, не составит труда сбить с истинного пути. Хитрый змей, умудренный многовековым опытом, уже потирал руки от удовольствия. Как же ему понравился ответ Господа! Да если так пойдет и дальше, Бога легко будет сместить с Его трона. Знает ли Бог, на что Он идет?

 

Однако планы дьявола постигла неудача. Бог знал, на что шел! Иов остался непоколебим. Он всецело доверял Богу, хотя и не понимал, что произошло. Пораженный неисцелимой болезнью, растоптанный морально, Иов остался без имения и наследника... Но он остался с Богом! «Да будет имя Господне благословенно!» (1:21).

 

Жена Иова

 

Дьявол не отступает. Он уверен, что идет по верному пути. Надо только пробить большую брешь в ограде, которую Господь воздвиг вокруг любящих Его. Поэтому сатана вновь появляется на Божественном совете. Но и Бог заинтересован в победе; не столько, чтобы защитить Себя перед Вселенной, но чтобы раскрыть истинный характер дьявола и его коварство. Только так Он может удержать многие миры от повторения ошибки Адама. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?» (2:3-5).

 

Как бы хорошо ни знал сатана слабости человека, Бог знает Своих детей лучше. Однако Он не может повлиять на решение людей в их выборе, кому служить. Казалось, Господь шел на риск с самого начала, создавая и херувима, и человека со свободной волей выбора. Но Всевышний не видел другого пути воистину оставаться справедливым Творцом и любвеобильным Богом, не предоставив права выбора сотворенным существам. Таким образом, воля человека, оказавшись неподвластной обеим борющимся силам, теперь решала все. Борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между справедливостью и коварством, борьба между Богом и сатаной зависела от воли человека, от его решения.

 

Ева сделала свой выбор, а с нею и Адам. Но какими бы трагическими ни были последствия этого выбора, искренним раскаянием Адам и Ева дали шанс своим потомкам– Как поступит эта супружеская чета, Иов и его жена, чью верность Богу испытывал сатана? Увы, вновь победа дьявола и поражение женщины– На этот раз сломлена только жена Иова. Но какой напряженной была эта борьба, которая, наконец, сломила ее, безымянную женщину! Кто осмелится осудить ее? Кто перенес больше страданий, чем она, и не отступил?

 

«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7).

 

Сколько перенесла эта сильная женщина! Жизнь ее была не легка. Не каждая женщина может сдать экзамен, представленный в Притч. 31:10-31, но она сдала его на отлично. Ни один человек не может достичь положения в обществе, благосостояния и почета, не имея рядом с собой мудрой, благочестивой и верной жены. Она была рядом с Иовом с первых дней их супружества. Возможно, они начинали свой жизненный путь с нуля, на пустом месте. Вместе они собирали и умножали свое богатство, сберегая его.

 

Ее мудрое управление домом позволило им достичь того высокого положения, которое они занимали в обществе.

 

И теперь все это рухнуло в один миг.

 

Вместе с ним она открывала двери своего дома для обездоленных, разделяла хлеб свой с нуждающимися (31:16-20, 32). А теперь все отвернулись от них (19:13-19)– И, конечно же, - дети! Кто, как не мать, больше всех переживает о детях и чувствует все их боли? Она была готова умереть самой мучительной смертью, лишь бы дети ее остались живы. Она ведь носила их под своим сердцем. Подумать только, в общей сложности семь с половиной лет беременности! А во сколько раз больше времени, проведенного в бессонных ночах для того, чтобы вырастить десятерых дорогих ей детей. И теперь их нет! А старость не за горами, ей уже давно за шестьдесят, а то и за восемьдесят.

 

И нет у нее опоры, нет будущего, поскольку муж уже не жилец - от проказы ведь нет излечения. О, как беспомощна она была, глядя на страдающего мужа! Как здесь не сказать те горькие и печальные слова, которые сказала она:

 

«Похули Бога и умри» (2:9). При этом она совсем не обвиняла Бога. Просто она не могла найти лучшего пути прекратить страдания своего мужа, которого очень любила.

 

Иов не осудил ее, не проклял ее и не отвернулся от нее.

 

«Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (2:10). Он переживал вместе с ней, и потому у него нашлись слова поддержки и ободрения в этот трудный момент.

 

Друзья

 

Хотя вести о потерях донеслись до Иова почти в одночасье, тем не менее дьявол постарался причинить ему максимум страданий еще и тем, что его друзья прибыли к нему далеко не сразу. К тому же, надо полагать, прошло немало времени между первой и второй атакой сатаны. Я не думаю, что ему пришлось долго ждать следующей встречи представителей Вселенной. Главное, чего сатана с нетерпением ожидал, - это падения Иова.

 

Описывая новое небо, Исаия говорил: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (66:23). Возможно, в Книге Иова как раз имеется намек на подобные еженедельные и ежемесячные встречи. Я предвижу, как некоторые станут возражать, утверждая, что Бог живет вне времени, но это их право.

 

Представьте себе страдания Иова, вмиг потерявшего детей, имущество, слуг и работников; а вместе с этим и друзей, которые тут же отвернулись от него (19:13-19). И вдруг, неделю (месяц?) спустя он заболевает самой страшной болезнью того времени - проказой, которая к тому же считалась наказанием Божьим за совершенные грехи. Теперь тем более никто не приблизится к нему.

 

Сатана изо всех сил удерживал гонцов, которых Иов мог послать к своим лучшим друзьям. Или, быть может, они сами, услышав, решили посетить его? Но они, явно, не торопятся. Вместо того чтобы тут же отправиться к Иову, они связываются сначала друг с другом, возможно, назначив предварительную встречу в одном из городов, и лишь после этого они отправляются к Иову (2:11). Так как им нужно было посылать гонцов для назначения времени и места переговоров, все их путешествие заняло многие дни, а то и недели. Это было жутким временем одиночества для Иова, отверженного и забытого всеми. Но не Богом!

 

Велико было страдание Иова– Пришедшие наконец к нему друзья, немало повидавшие на своем веку, настолько были поражены увиденным, что целую неделю пробыли в шоке, не находя слов утешения. Целых семь дней они провели вместе с ним в удручающем молчании... О чем думали они?..